По словам спикеров, каждому региону Дальнего Востока есть что показать, чем похвастаться. Например, в Приамурье это космодром "Восточный", золотодобывающее предприятие. Пользуются спросом туры на ГЭС - когда там идут холостые сбросы воды, действительно есть на что посмотреть.
Как отметила советник президента Российского союза туриндустрии Юлия Скоромолова, ожидается, что в текущем году в нашей стране будет 61 миллион внутренних туристов. Из них около 18 процентов совершают культурно-познавательные поездки - это как раз целевая аудитория, готовая посещать различные производства.
- По данным минпромторга, в России примерно 20 тысяч промышленных предприятий, производств народно-художественных промыслов, агропромышленных объектов, готовых принять или уже принимающих туристов, - рассказала Юлия Скоромолова. - 60 регионов предлагают интересные турпродукты. В авангарде Сибирь, Урал, Центральная Россия, при этом Дальний Восток немного отстает. Наверное, потому, что информация об имеющихся возможностях попросту не доходит до крупных федеральных и региональных туроператоров.
Еще один важный аспект - мотивация самого предприятия. Как отметили участники форума, далеко не всегда удается выстроить конструктивные отношения с тем или иным заводом. Отсутствует системный подход, а потому о каждом визите группы приходится договариваться в индивидуальном порядке. После нескольких таких попыток запал у туроператора пропадает, и он отказывается от дальнейшей работы в этом направлении.
- Необходимо разобраться, кому промышленный туризм нужен в первую очередь: предприятию или туристу? - высказал точку зрения глава Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов. - Есть очень показательный пример - известный коньячный завод в Армении, который зарабатывает на промышленном туризме даже больше, чем от реализации продукции. Поэтому как только компания выделит промтуризм в отдельное направление, назначит ответственного человека, можно добиться прогресса. В противном случае сдвинуть этот механизм крайне сложно.
Представители крупного дальневосточного бизнеса в рамках форума поделились своим опытом в сфере развития промышленного туризма.
- У нас действует открытый разрез по добыче угля, и местное сообщество проявило интерес к производственному процессу - люди захотели узнать, как он устроен, какое влияние оказывает на экологию, - сообщила директор по связям с общественностью и СМИ Восточной горнорудной компании Анастасия Федорова. - На наш сайт стали поступать запросы на посещение производства. Мы открыты и потому начали проводить экскурсии. Но тут возникает вопрос к органам государственной власти и местного самоуправления: насколько территория готова встретить туристов? Как бы банально ни звучало, но проблема туалетов, гостиниц, качества еды становится ключевой.
Другой немаловажный нюанс - режимность объектов. Могут ли крупные стратегически важные предприятия на регулярной основе принимать туристические потоки?
- У нас в городе, помимо самолетостроительных, судостроительных предприятий, представлены многие крупные корпорации РФ - нефтеперерабатывающая, газовая отрасль, пищевая промышленность, - рассказала первый заместитель руководителя департамента экономического развития администрации Комсомольска-на-Амуре Елена Гутник. - В данном случае промышленный туризм - особая категория, поскольку авиационный завод, или завод, производящий подводные лодки, не может раз в неделю в установленное время встречать всех желающих. В связи с тем, что у них есть режимные условия, существует необходимость проверки, предварительной записи.
Спикер также добавила, что для массового туриста работают корпоративные музеи, где можно посмотреть, потрогать продукцию, узнать историю становления того или иного производства.
- До пандемии наши промышленные предприятия за год посещали около 8,7 тысячи человек, больше половины из которых приходили в музеи и лишь около трех тысяч - на само производство, - сказала Елена Гутник.
С таким подходом к развитию промышленного туризма не согласна руководитель Ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму Татьяна Козловская.
- В Европе, к примеру, есть адронный коллайдер - туда тоже просто так не попадешь, необходимо подавать списки за определенное время, - констатировала она. - Однако люди со всего мира стремятся увидеть этот объект. Чем в данном случае хуже тот же завод, где производят Superjet? Мы все потребители, все летаем. И я хотела бы посмотреть, как строят эти самолеты, безопасно ли ими пользоваться. В этом заключается уникальность региона. Необходимо понять, ради чего сюда поедет дальний турист. Именно поэтому туризм и экскурсионную программу нужно разделять.
Определенные подвижки на Дальнем Востоке в этом направлении уже происходят.
- В 2021 году при поддержке АСИ в Амурской области создана группа-акселератор промышленного туризма, в которую вошли известные предприятия, туристско-информационный центр, представители туроператоров, - поделилась председатель Ассоциации турагентов и туроператоров Амурской области Ольга Кушнарева. - Мы совместно обсудили цели и задачи промышленного туризма, выявили сильные и слабые стороны. В результате появились новые коммерческие туристические маршруты.
Спикер добавила, что разработанные турпродукты пользуются высоким спросом, однако сегодня есть некоторые сложности в их реализации.
- Они связаны с отсутствием координации между предприятием, туристической компанией и надзорными органами, которые могут поставить крест на проведении того или иного маршрута. Поэтому хотелось бы поработать в этом направлении, - объяснила Ольга Кушнарева.
Михаил Кузнецов, руководитель ФАНУ "Восточный центр государственного планирования":
- Туристическая отрасль в России восстанавливается после пандемии COVID-19. Турпоток внутри страны в 2021 году составил 66,5 миллиона человек, что выше уровня 2020 года на 40 процентов. Почти треть его пришлась на Центральный федеральный округ. Доля ДФО в общем турпотоке РФ не больше пяти процентов, то есть туризм на Дальнем Востоке имеет высокий потенциал развития. При этом большинство путешественников едут в этот макрорегион с исследовательской мотивацией и поэтому у промышленного туризма здесь хорошие перспективы развития.