20.10.2022 10:23
Поделиться

Что может предложить Дальний Восток в сфере промышленного туризма

Промышленный туризм в России в последние годы набирает популярность, и на то есть объективные причины. Во-первых, предприятия стараются стать более открытыми, узнаваемыми, создать лояльность к бренду. Во-вторых, спрос формируют сами туристы, ищущие новые интересные форматы путешествий. Дальний Восток в этом смысле обладает солидным потенциалом, ведь в макрорегионе работает множество крупных промышленных предприятий, действуют важные в масштабах страны производства. Как правильно использовать имеющиеся возможности, обсудили участники Всероссийского туристического форума в Хабаровске.
Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

(Не)системный подход

По словам спикеров, каждому региону Дальнего Востока есть что показать, чем похвастаться. Например, в Приамурье это космодром "Восточный", золотодобывающее предприятие. Пользуются спросом туры на ГЭС - когда там идут холостые сбросы воды, действительно есть на что посмотреть.

Как отметила советник президента Российского союза туриндустрии Юлия Скоромолова, ожидается, что в текущем году в нашей стране будет 61 миллион внутренних туристов. Из них около 18 процентов совершают культурно-познавательные поездки - это как раз целевая аудитория, готовая посещать различные производства.

- По данным минпромторга, в России примерно 20 тысяч промышленных предприятий, производств народно-художественных промыслов, агропромышленных объектов, готовых принять или уже принимающих туристов, - рассказала Юлия Скоромолова. - 60 регионов предлагают интересные турпродукты. В авангарде Сибирь, Урал, Центральная Россия, при этом Дальний Восток немного отстает. Наверное, потому, что информация об имеющихся возможностях попросту не доходит до крупных федеральных и региональных туроператоров.

Еще один важный аспект - мотивация самого предприятия. Как отметили участники форума, далеко не всегда удается выстроить конструктивные отношения с тем или иным заводом. Отсутствует системный подход, а потому о каждом визите группы приходится договариваться в индивидуальном порядке. После нескольких таких попыток запал у туроператора пропадает, и он отказывается от дальнейшей работы в этом направлении.

- Необходимо разобраться, кому промышленный туризм нужен в первую очередь: предприятию или туристу? - высказал точку зрения глава Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов. - Есть очень показательный пример - известный коньячный завод в Армении, который зарабатывает на промышленном туризме даже больше, чем от реализации продукции. Поэтому как только компания выделит промтуризм в отдельное направление, назначит ответственного человека, можно добиться прогресса. В противном случае сдвинуть этот механизм крайне сложно.

Ключевой вопрос

Представители крупного дальневосточного бизнеса в рамках форума поделились своим опытом в сфере развития промышленного туризма.

- У нас действует открытый разрез по добыче угля, и местное сообщество проявило интерес к производственному процессу - люди захотели узнать, как он устроен, какое влияние оказывает на экологию, - сообщила директор по связям с общественностью и СМИ Восточной горнорудной компании Анастасия Федорова. - На наш сайт стали поступать запросы на посещение производства. Мы открыты и потому начали проводить экскурсии. Но тут возникает вопрос к органам государственной власти и местного самоуправления: насколько территория готова встретить туристов? Как бы банально ни звучало, но проблема туалетов, гостиниц, качества еды становится ключевой.

Другой немаловажный нюанс - режимность объектов. Могут ли крупные стратегически важные предприятия на регулярной основе принимать туристические потоки?

- У нас в городе, помимо самолетостроительных, судостроительных предприятий, представлены многие крупные корпорации РФ - нефтеперерабатывающая, газовая отрасль, пищевая промышленность, - рассказала первый заместитель руководителя департамента экономического развития администрации Комсомольска-на-Амуре Елена Гутник. - В данном случае промышленный туризм - особая категория, поскольку авиационный завод, или завод, производящий подводные лодки, не может раз в неделю в установленное время встречать всех желающих. В связи с тем, что у них есть режимные условия, существует необходимость проверки, предварительной записи.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Спикер также добавила, что для массового туриста работают корпоративные музеи, где можно посмотреть, потрогать продукцию, узнать историю становления того или иного производства.

- До пандемии наши промышленные предприятия за год посещали около 8,7 тысячи человек, больше половины из которых приходили в музеи и лишь около трех тысяч - на само производство, - сказала Елена Гутник.

Точка притяжения

С таким подходом к развитию промышленного туризма не согласна руководитель Ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму Татьяна Козловская.

- В Европе, к примеру, есть адронный коллайдер - туда тоже просто так не попадешь, необходимо подавать списки за определенное время, - констатировала она. - Однако люди со всего мира стремятся увидеть этот объект. Чем в данном случае хуже тот же завод, где производят Superjet? Мы все потребители, все летаем. И я хотела бы посмотреть, как строят эти самолеты, безопасно ли ими пользоваться. В этом заключается уникальность региона. Необходимо понять, ради чего сюда поедет дальний турист. Именно поэтому туризм и экскурсионную программу нужно разделять.

Определенные подвижки на Дальнем Востоке в этом направлении уже происходят.

- В 2021 году при поддержке АСИ в Амурской области создана группа-акселератор промышленного туризма, в которую вошли известные предприятия, туристско-информационный центр, представители туроператоров, - поделилась председатель Ассоциации турагентов и туроператоров Амурской области Ольга Кушнарева. - Мы совместно обсудили цели и задачи промышленного туризма, выявили сильные и слабые стороны. В результате появились новые коммерческие туристические маршруты.

Спикер добавила, что разработанные турпродукты пользуются высоким спросом, однако сегодня есть некоторые сложности в их реализации.

- Они связаны с отсутствием координации между предприятием, туристической компанией и надзорными органами, которые могут поставить крест на проведении того или иного маршрута. Поэтому хотелось бы поработать в этом направлении, - объяснила Ольга Кушнарева.

Компетентно

Михаил Кузнецов, руководитель ФАНУ "Восточный центр государственного планирования":

- Туристическая отрасль в России восстанавливается после пандемии COVID-19. Турпоток внутри страны в 2021 году составил 66,5 миллиона человек, что выше уровня 2020 года на 40 процентов. Почти треть его пришлась на Центральный федеральный округ. Доля ДФО в общем турпотоке РФ не больше пяти процентов, то есть туризм на Дальнем Востоке имеет высокий потенциал развития. При этом большинство путешественников едут в этот макрорегион с исследовательской мотивацией и поэтому у промышленного туризма здесь хорошие перспективы развития.