Сухие цифры говорят о многом. Более чем на 12 процентов увеличился ввод жилья в Хабаровском крае за восемь месяцев по сравнению с таким же периодом 2021-го. Грузооборот транспорта вырос на шесть процентов, показатели общепита - на 2,5. Промышленное производство составило 100,9 процента.
К 84-й годовщине своего образования, которая отмечается 20 октября, регион подошел с результатами, говорящими о стабильном развитии экономики.
Оценить это по-настоящему можно, если учесть, что у территории нет выраженной сырьевой направленности. Упор на промышленность: энергетическую, горнодобывающую, авиационную, судостроительную. Там же, где основой производства является добыча сырья, перед предприятиями стоит задача перейти к его переработке. Власти региона делают ставку на модернизацию всех сфер многоукладной экономики, формирование новых точек роста.
Кстати, весьма показательно, что по объему несырьевого неэнергетического экспорта Хабаровский край занимает второе место в ДФО. В основные позиции экспорта входят продукция рыбопромышленного комплекса, изделия из древесины (пиломатериалы, шпон, пеллеты), товары энергетического машиностроения, черной и цветной металлургии, лекарственные средства, пищевая продукция.
Один из самых мощных проектов, которые сегодня реализуются в Хабаровском крае, - строительство порта Эльга в районе мыса Манорский и 500-километровой частной Тихоокеанской железной дороги, которая свяжет этот порт с угольным разрезом в Якутии. Общая стоимость - 107 миллиардов рублей, из которых только на стальную магистраль планируется потратить более 66 миллиардов.
- Ввод объекта даст возможность трудоустроить две тысячи сотрудников, которых мы уже готовим в высших и средних специальных учебных заведениях Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Еще 1,5 тысячи рабочих мест обеспечит будущая железная дорога, - рассказал губернатор края Михаил Дегтярев.
Особое внимание уделяется сложным технологическим производствам. На Комсомольском-на-Амуре авиазаводе им. Ю.А. Гагарина ведется сборка пяти планеров для Superjet в новой конфигурации - полностью из российских компонентов.
- Западные авиапроизводители ушли с нашего рынка, для них это билет в один конец. В 2023 году запланированы первый полет SSJ-NEW с российскими двигателями ПД-8 и начало серийного производства, - заявил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.
- Предприятия Ростеха наращивают объемы деятельности, создают новые рабочие места, увеличивают налоговые отчисления, а регион формирует в Комсомольске-на-Амуре комфортную среду для авиастроителей и их семей, условия для подготовки квалифицированных кадров. Наша совместная работа способствует решению задач в сфере импортозамещения и организации крупносерийного производства пассажирских самолетов, нужных стране, - подчеркнул Михаил Дегтярев.
В крае активно пользуются уникальными инструментами, разработанными для Дальнего Востока. В 2022 году региональные территории опережающего развития приросли четырьмя площадками, в регион привлечено 16 новых резидентов. А если считать с 2016-го, общее количество резидентов ТОР в крае достигло 88. На создание инфраструктуры под инвестпроекты за этот срок вложено 7,5 миллиарда рублей, из них за счет краевого бюджета - 2,4 миллиарда.
Пошло в рост сельское хозяйство. Впервые с 2018 года зафиксировано увеличение производства молока, в том числе за счет краевой господдержки.
- Наращивают объемы и птицефабрики. Обеспеченность яйцами - 85 процентов, лучший показатель в ДФО. Успешно функционируют четыре крупных тепличных хозяйства мощностью более 8,5 тысячи тонн, еще одно появится до конца года, уже заявлено строительство двух новых комплексов, - дает расклад Михаил Дегтярев.
"Фишка" региона - "Дом дальневосточника". Этот проект состоит из двух частей - возведения самих строений и выпуска стройматериалов. Уже есть пилотный образец из бруса площадью 80 квадратных метров. Производственный процесс планируется наладить в рамках промышленно-строительного кластера, который в субъекте создан по поручению президента России.
Сегодня в непростой социально-экономической ситуации Хабаровский край перешел на новый этап развития.
- В этих условиях наша главная цель - обеспечить социально-экономическую стабильность и защиту граждан. Главам субъектов расширены полномочия, предоставлены возможности принимать оперативные решения, исходя из реального положения дел на местах. Система должна быть гибкой, внимательной к чаяниям людей и к обстановке, которая складывается на местах. Затягивание подготовки и принятия решений может критически сказаться на управляемости, экономике и на самих жителях края, - заявил губернатор.
Устойчиво работать должны не только предприятия оборонно-промышленного комплекса, но и в целом реальный сектор экономики региона. Бесперебойное функционирование требуется от обеспечивающей инфраструктуры.
Еще один важный аспект работы - надо эффективно использовать каждый рубль с учетом текущей антисанкционной повестки. По поручению Михаила Дегтярева краевые распорядители бюджетных средств приоритизировали все расходы и совместно с минфином региона предоставили предложения по направлению средств, возможных к высвобождению, в резервный фонд краевого правительства.
При этом многое зависит от работы глав городских и сельских поселений.
- Руководители муниципалитетов являются полноправными членами команды губернатора. В основе нашей совместной работы стоят интересы жителей края. Это декларирует Михаил Дегтярев, и этому следуем все мы. Уверен, что под руководством главы региона у нас получатся хорошие результаты, которые будут чувствовать люди, - подчеркнул первый вице-губернатор края Александр Никитин.