Как изменилась стратегия потребления у сибиряков

Новосибирск занял третье место среди крупных российских городов по величине среднего чека на фастфуд. В августе 2022 года он достиг 499 рублей. Дороже можно поесть только в Москве и Санкт-Петербурге, где средний чек составил 576 и 530 рублей соответственно. Дешевле перекусы обходятся красноярцам (средний чек - 470 рублей) и омичам (410 рублей), а самый дешевый фастфуд в Воронеже - 389 рублей.
Хотя россияне стали реже посещать рестораны и кафе, в Новосибирске спрос на фастфуд остался на уровне прошлого года.
Хотя россияне стали реже посещать рестораны и кафе, в Новосибирске спрос на фастфуд остался на уровне прошлого года. / Татьяна Кравченко

За год траты новосибирцев на фастфуд выросли на одиннадцать процентов, отмечено в исследовании, подготовленным аналитиками Tinkoff Data совместно с "Тинькофф Бизнесом". В целом по стране средний чек в сетях фастфуда с 2021 года вырос на тринадцать процентов и достиг 448 рублей, тогда как в ресторанах он почти не изменился - 891 рубль.

"Спрос на фастфуд сохранился близко к уровню 2021 года, а траты на него выросли на девять процентов, хотя россияне стали реже посещать и меньше тратить в ресторанах и кафе", - говорится в исследовании.

Например, траты в ресторанах в августе 2022-го, по сравнению с предыдущим годом, снизились на 26 процентов.

- Гости ресторанов стали внимательнее относиться к выбору блюд: видна тенденция на сокращение глубины чека - если раньше стол был более разнообразным, то сейчас некоторые гости стали заказывать ровно то, что они сами хотят. Или, как вариант, выбирать блюда чуть подешевле, - поделился наблюдением ресторатор и предприниматель Александр Сысоев.

В исследовательском центре портала Superjob.ru отмечают, что с марта этого года число сторонников "тратить больше" снизилось более чем на треть. Рассказывая о личной финансовой стратегии, 46 процентов россиян признали, что стараются экономить, а девять процентов, наоборот, - больше тратить, 28 процентов опрошенных не изменили личную финансовую стратегию.

Увеличить траты желают в основном респонденты моложе 34 лет. Эксперты говорят, что нынешняя ситуация примерно соответствует январю прошлого года - в разгар пандемии коронавируса восемь процентов опрошенных утверждали, что настало время тратить, а 47 процентов, напротив, склонялись в сторону экономии.

Начальник отдела финансовой грамотности Сибирского ГУ Банка России Александр Румянцев отметил, что в феврале этого года, в ситуации неопределенности, люди забирали накопления с вкладов, однако уже в начале марта стали возвращать деньги обратно на депозиты. Этому способствовал рост средней ставки по краткосрочным вкладам - в Сибири она увеличилась с 6,2 процента в феврале до 18,5 в марте. В результате, по данным банка, на 1 августа 2022 года на рублевых счетах и вкладах (без учета счетов эскроу) у жителей Новосибирской области хранилось 474 миллиарда рублей, что на шесть процентов больше, чем в начале января.

- Мы видим, как постепенно изменяются предпочтения. Появляются осознанное потребление и планирование. Россияне предпочитают создавать подушку безопасности и какие-либо накопления, нежели бездумно тратить все и жить от зарплаты до зарплаты. Это важный аспект финансовой грамотности, - подчеркивает директор департамента маркетинга "АльфаСтрахования" Алиса Безлюдова.

Как показал опрос, проведенный в рамках проекта "HR Lab. - Лаборатория HR Инноваций" для аналитического центра "АльфаСтрахование", до 60 процентов респондентов в 68 регионах страны хранят деньги на черный день в банках, 34 процента - дома. Откладывать средства ежемесячно приучили себя 42 процента опрошенных.

Почти 40 процентов респондентов занимались планированием расходов и ранее, еще 28 процентов начали это делать последние полгода. Причем новыми технологиями - профильными приложениями - пользуются около 70 процентов тех, кто серьезно подходит к тратам, а 15 процентов респондентов предпочитают собирать чеки и фиксировать расходы в ежедневнике.

Основная часть участников опроса - 76 процентов - полностью исключила необдуманные траты. Почти 30 процентов перестали ездить на шопинг с целью снять стресс или купить что-нибудь понравившееся, но ненужное.