В аэропорт, построенный в 1981 году в долине реки Кондома, до 1993-го регулярно летал Ан-2, а потом Таштагол принимал и отправлял исключительно вертолеты Ми-2 и Ми-8. Выполнялись рейсы в Новокузнецк, Горно-Алтайск и Бийск. А в последние годы регулярное воздушное сообщение сохранялось с рядом труднодоступных таежных поселков Таштагольского района. Винтокрылая машина облетала эти населенные пункты раз в неделю.
Взлетно-посадочную полосу все это время поддерживали в рабочем состоянии сотрудники новокузнецкого аэропорта. Так что условия для возобновления полетов малой авиации в Таштаголе есть уже сейчас. Местный аэропорт способен принимать самолеты Ан-28, ТВС-2МС, DHC-6, которые подходят для комфортной перевозки девяти-двенадцати пассажиров. И в ближайшее время туристов из соседних регионов будут доставлять по индивидуальным заявкам. Как уточнил замгубернатора Кузбасса Андрей Панов, первые заказные авиарейсы из Новосибирска, Омска, Красноярска и Барнаула уже состоялись. Открыт Таштагол и для частных самолетов: стоимость взлета и посадки - тысяча рублей.
Если вырастет спрос на полеты в столицу Таштагольского района, туда запустят регулярные рейсы. На 2023 год запланирована комплексная реконструкция взлетной полосы, аэровокзала и всей инфраструктуры аэродрома, чтобы он мог принимать воздушные суда большей вместимости.
По словам главы региона Сергея Цивилева, возрождение малой авиации в Таштаголе - только первый шаг к обеспечению транспортной доступности Горной Шории вообще и популярного курорта Шерегеш в частности для туристов из всех уголков России и мира. В непосредственной близости к курорту решено построить современный аэропорт, рассчитанный на ежегодный пассажиропоток в двести тысяч человек.
Конкурс на проектирование нового комплекса уже объявлен. Заявки на участие принимаются до 8 ноября, итоги закупки планируется подвести 21 ноября этого года. Аэропорт будет состоять из аэровокзала площадью четыре-пять тысяч квадратных метров, взлетно-посадочной полосы, а также зданий и сооружений для приема и отправки воздушных судов.
Согласно техзаданию, аэропорт сможет круглосуточно принимать все типы воздушных судов, включая В-737-800, А-320 и SSJ. Инвестиции в строительство аэровокзала предварительно оцениваются в 6,8 миллиарда рублей, создание аэродромной инфраструктуры потребует от 6 до 8,5 миллиарда рублей.
- Обе воздушные гавани в перспективе должны будут работать как единый транспортный узел, что откроет новые возможности для развития туризма в регионе, - полагает губернатор Сергей Цивилев.
За минувший зимний сезон в Шерегеше, по официальным данным, отдохнуло более двух миллионов туристов. Гости из-за пределов Сибири обычно добираются сначала до Новокузнецка (местный аэропорт сейчас тоже реконструируется), а уже оттуда едут за 180 километров в Горную Шорию на автомобильном либо железнодорожном транспорте. Так что грядущие инфраструктурные изменения сделают гору Зеленую и ее окрестности намного доступнее.
Дамир Юсупов, пилот гражданской авиации, Герой России:
- К сожалению, в стране явно не хватает компактных аэродромов. А легкомоторные самолеты в большом аэропорту будут просто мешать, так сказать, путаться под ногами. Ведь в аэропортах крупных городов огромный трафик, предельная нагрузка на авиадиспетчеров. Найти там окно для посадки легкомоторного воздушного судна очень сложно. Думаю, чтобы выйти из кризиса, в России нужно возрождать малые аэродромы, обновлять парк авиатехники и юридически обозначить статус легких самолетов. Сегодня непонятно, где они должны базироваться, откуда имеют право совершать полеты.