Общая площадь современного производственно-туристического кластера - более тысячи квадратных метров. Есть где развернуться мастерам по росписи подносов, камнерезам, изготовителям изделий из бересты. Хватит места для проведения мастер-классов и для экспозиций пяти музеев. Но "сердцем" нового дома уральских мастеров все-таки является тагильский поднос - с него все и началось.
В цехе металлообработки штампуют заготовки подносов, а в цехе росписи мастерицы наносят на них знаменитые "летящие" мазки. В прошлом году старинный уральский промысел отмечал юбилей - 275 лет. А "маховому" письму, при котором кончик кисти подхватывает краску, белила и в несколько мазков создает объемный, словно светящийся цветок, - более ста лет. Именно этот выразительный стиль стал фишкой тагильских подносов и образцом для множества последователей, в том числе, кстати, мастеров из Жостово.
Идею создания музейно-производственного комплекса тагильчанин Андрей Васильев вынашивал давно. Можно сказать, что она перешла ему по наследству от отца, искусного камнереза, создателя удивительных каменных цветов Виктора Васильева. Посетители его небольшой сувенирной лавки часто интересовались, где можно купить "те самые" тагильские подносы. Увы, их массовое производство к тому времени закрылось, а срок исполнения индивидуального заказа достигал двух месяцев. Васильевы решили возродить старинный промысел.
- Мы стартовали в 2012 году. Зарегистрировали знак на тагильский поднос и начали работу. Организовали полный цикл производства: закупаем металл, сами штампуем заготовки, сами расписываем. Сейчас у нас есть магазины в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, сувенирный киоск на Лисьей горе. Цены от 30 рублей. Делаем не только подносы, но и небольшие изделия, фигурки, расписываем фирменным "маховым" письмом кружки и другую посуду. Хотя пока больше вкладываемся, чем получаем отдачу, - рассказал Андрей Васильев корреспонденту "РГ". - Для развития были остро нужны новые помещения, и теперь они у нас есть.
С новым домом предпринимателю помогла мэрия - с подачи губернатора Евгения Куйвашева, лично оценившего работы мастеров во время прошлогоднего визита в Тагил. Областные власти и раньше поддерживали возрождение промысла. Как сообщили "РГ" в администрации Нижнего Тагила, Васильевы получали субсидии из бюджета региона: в 2019 году - миллион рублей, спустя год - 503 тысячи, в 2021-м - 766 тысяч рублей. Выплаты компенсировали половину затрат на материалы для изготовления сувениров.
Поддерживает мастеров и мэрия. Кстати, расписные подносы в качестве запоминающегося сувенира глава Нижнего Тагила часто вручает высоким гостям. Но самой ценной помощью города стали новые помещения. Муниципалитет предложил Васильеву взять в аренду давно пустовавшее историческое здание, однако Васильев решил его выкупить. В этом доме раньше размещался трест "Тагилстрой", затем лаборатория "Водоканала", периодически приходили и уходили арендаторы: похоронный магазин, тир… Последние годы здание стояло без тепла и света. Предприниматель восстановил отопление, провел электричество, вставил окна, отремонтировал часть помещений - первый этап реконструкции позади.
На новоселье коллективу центра желали новых творческих успехов, а предпринимателю - "только положительного баланса бизнеса". Хотя главная проблема, по словам Андрея Васильева, кадровая. В Нижнем Тагиле работает филиал знаменитой Строгановки - Уральский колледж прикладного искусства и дизайна. Но кадров все равно не хватает.
- Средний возраст наших художников - 60 лет, и преемников у них пока нет. Молодые не горят желанием взять в руки кисть даже после получения специального образования. Выпускники Строгановки мечтают уехать в Москву и раскрутить там собственный бизнес. В результате многие из них работают не по специальности, в салонах красоты, например. Выпускница колледжа получает полторы тысячи за ноготок - зачем ей идти расписывать подносы? - сетует Андрей Васильев.
Другая проблема - поиск новых форм. Она общая для многих хранителей народных промыслов. Как вдохнуть новую жизнь в уникальные ремесла? Кстати, на недавнем форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде известный историк моды предложил совместить старинные традиции с утилитарностью, производством нужных в быту вещей. По его мнению, раз кружевные воротнички сейчас никто не носит, можно использовать кружево в виде модных аппликаций на обуви или наладить производство финифтевых пуговиц. Помогут найти партнеров электронные каталоги народных промыслов: коллекции с использованием традиционных мотивов могли бы запустить производители посуды, постельного белья, мебели, дверей, гардин.
Впрочем, тагильчане давно пытаются экспериментировать в этом направлении: фирменные розы или кисти рябины расцветают на фарфоровых кружках, термосах. Но дальше дело пока не пошло.
- Опыт производства нетрадиционных сувениров с использованием тагильской росписи у нас тоже есть, но скорее отрицательный. Местный производитель мебели сделал попытку сотрудничать с нами - принес дверцы от кухонного гарнитура. Мы украсили их росписью, но покупателя на эту креативную продукцию мебельщики не нашли. Так что основной вид наших изделий все-таки подносы, - подытожил Андрей Васильев.