К такому шагу, по словам эксперта, подтолкнула необходимость верификации той продукции, что попадает в каталог импортозамещения. Пока в нем 1800 позиций, к концу года будет около 2000.
Чтобы добавить туда свои изделия, производителю достаточно предоставить информацию об их технических характеристиках. Проблема в том, что эта деятельность сегодня регламентирована либо старыми ГОСТами, либо техусловиями (ТУ), которые промышленники по сути пишут себе сами. К примеру, в России масса предприятий выпускает трубы ПВХ, у них разная цена, но если открыть ТУ, то окажется, что почти все одинаковое: теплотехника, толщина стенки и так далее. Получается, надо проверять.
- В состав экспертной группы по составлению каталога вошли представители Минстроя, Главгосэкспертизы, Федерального центра нормирования и стандартизации. Мы достаточно оперативно отрабатываем все заявки предприятий, которые хотят вывести свою продукцию на рынок. Оцениваем, подбираем импортный аналог, чтобы было проще ориентироваться, - поделился Антон Глушков. - Кроме того, в России много локализованных производств, где сейчас происходит смена собственников. Наша задача - сделать ребрендинг плавным, чтобы потребитель понимал, какая технология на самом деле стоит за тем или иным названием. В будущем планируем выступить с инициативой, чтобы замена стройматериалов в проектной документации по муниципальным объектам проходила без дополнительной экспертизы, если позиции берутся из каталога.
По оценке профессионального объединения, объем импортных комплектующих в типовых проектах сегодня не превышает пяти процентов. В первую очередь речь идет о жилье, которое и обеспечивает основные объемы ввода. Сложности возникают с индивидуальными, сложными проектами, объектами здравоохранения и спорта.
- Вопиющих случаев, когда стройка останавливается из-за того, что прервались каналы поставок, нет, но есть определенные ниши, где российской замены пока не существует, и в дружественных странах эта продукция тоже не производится. Здесь выручает параллельный импорт. К примеру, речь идет об индивидуальных теплопунктах в многоквартирных домах. Насколько быстро эта и другие ниши заполнятся? Думаю, чтобы рынок сбалансировался, и производители сформировали объемы, нужно месяцев 7-8, - отметил глава объединения строителей.
Следующий этап импортозамещения, по его мнению, будет связан с изменением технологического уклада и перевооружением существующих предприятий. Уже составлена карта производителей стройматериалов России, которая позволяет оценить объемы выпуска и радиус доступности. Последний параметр очень важен, поскольку стоит задача обеспечить равномерно всю территорию страны цементом, металлом, кирпичом, песком и другой общераспространенной продукцией.