Будут ли расти цены на чай и кофе

Цены на чай и кофе после скачка в марте сейчас стабилизировались и даже немного снижаются. На мировом рынке пока нет повода для дальнейшего роста стоимости. А наши импортеры уже приспособились к новым условиям работы на фоне санкций.

Своих пиковых значений розничные цены на кофе и чай в России достигли в мае - июне, но затем вышли на плато. Стоимость чая начала понемногу снижаться уже летом. Цены на кофе колеблются в пределах двух - пяти рублей на 100 грамм, следует из данных экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр".

Эксперты центра отмечают прямую зависимость цен на чайно-кофейную продукцию от ситуации на мировом рынке. А там в этом году наблюдается существенный рост стоимости того и другого. Так, мировые цены на чай в сентябре 2022 года по отношению к сентябрю 2021 года укрепились на 21,7%. Цены на кофе сорта арабика - на 18,8%, на кофе сорта робуста - на 6,6%.

В России похожая динамика. Так, в сентябре 2022 года розничные цены на чай черный байховый находились на уровне 121,1 рубля за 100 грамм, что на 25,5% больше, чем в сентябре 2021 года. Розничные цены на зеленый чай выросли на 25,7% (до 131 рубля за 100 грамм). Растворимый кофе за год вырос в цене на 27,7% (до 329,1 рубля за 100 грамм), в зернах и молотый - на 36% (до 149,5 рубля за 100 грамм). При этом чашка кофе 200 грамм в организациях быстрого обслуживания подорожала только на 12,3% - в среднем до 79,7 рубля.

На фоне неурожаев в основных странах-производителях мировые цены на кофе и чай находятся сейчас на высоком уровне, но ситуация хотя бы стабилизировалась. Фундаментальных причин для роста цен на сырье на мировом рынке пока нет, поэтому этот фактор влиять на конечную стоимость продукции в магазинах не должен, говорит генеральный директор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. А как только ситуация стабилизируется, цены в магазинах начинают падать, поскольку возрастает конкуренция.

Кроме того, российские импортеры к настоящему моменту смогли решить острые проблемы в логистике, которые наблюдались с марта на фоне санкций. Не то чтобы проблему удалось решить полностью - просто какие-то сложности "вписали в экономику" предприятий, а часть поставщиков вернулась к прежней лояльной схеме работы, перестав требовать, например, 100-процентную предоплату за товар.