21.10.2022 22:45
Поделиться

Хватит ли России танкеров для обхода потолка цен на нефть

Россия сможет проигнорировать меры, принимаемые странами "Большой Семерки", против экспорта нашей нефти, считают в агентстве Reuters. Меры эти включают в себя введение потолка цен на нашу нефть, а также запрет на фрахт и страхование судов, перевозящих ее. Вступают в силу они 5 декабря 2022 года в отношении нефти из России и 5 февраля 2023 года в отношении наших нефтепродуктов.
Максим Богодвид/ РИА Новости

По мнению опрошенных агентством специалистов, ограничения G7 окажутся бесполезными, поскольку Россия сможет осуществлять морские перевозки своими судами, а также используя суда стран Азии, главным образом Китая и Индии. Таким же образом получится обойти страхование.

Стоит отметить, что представитель министерства финансов США, на которого ссылается Reuters, сказал, что, невзирая на возможности обхода "заградительных" мер G7, российский экспорт нефти и нефтепродуктов может снизиться на 1-2 млн баррелей в сутки. То есть предложение на мировом рынке сократится на 1-2%. И это произойдет в тот момент, когда растет инфляция и надвигается рецессия.

При этом, как отметил глава отдела наливных грузов Trafigura Андреа Оливи, теоретически существует еще достаточно большой теневой флот, чтобы продолжать поставки российской нефти после 5 декабря.

"Многие из этих теневых судов смогут застраховаться самостоятельно или они смогут быть застрахованы российскими компаниями", - добавил он, имея в виду страхование защиты и возмещения убытков.

Со сказанным нельзя ни согласиться, ни опровергнуть его - по одной простой причине: пока окончательно неизвестны параметры потолка цен на нашу нефть, механизмы контроля за исполнением правил ЕС и G7, и даже состав стран, которые эти меры поддержат.

У Reuters не прогноз, а сценарий, действующий при условии предпосылки, что будет работать целая система организации поставок и сопутствующих услуг, ни одно звено в которой не подведет, считает заместитель декана экономического факультета МГУ Александр Курдин. По его мнению, такой сценарий имеет право на жизнь, но параметры ограничений и механизмы контроля могут быть таковы, что его вероятность сведется к минимуму.

Причем, много сомнений вызывает не только сам прогноз без знания параметров ограничений, но и отсутствие в нем оценки возможностей танкерного флота. Понятно, что для поставок в Турцию мало чего изменится. Страна не поддержала санкции против России, а маршрут поставок остался прежним, вопрос лишь в страховании и желании подчиняться правилам ЕС и США. Но это только одна страна.

Как сообщил "РГ" источник в отрасли, благодаря короткому пути доставки до потребителя, для транспортировки нефти в Европу использовались суда класса Aframax (дедвейтом - грузоподъемностью для нефти - от 80 тыс. до 120 тыс. тонн) и Suezmax (дедвейтом в 160 тыс. тонн). Танкеры этих двух классов также применяются и для морских поставок нефти в Азию из дальневосточных портов. Наличие же сверхбольшегрузных танкеров (VLCC - дедвейтом от 200 тыс. до 320 тыс. тонн) является критичным при поставках нефти в Азию из портов в европейской части России (Новороссийск, Приморск, Усть-Луга). Из-за большого транспортного плеча использование судов Aframax и Suezmax не позволяет добиваться необходимой экономии.

Согласно данным Refinitiv, в 2021 году был всего лишь один случай, когда объем перевозки нефти на танкерах, отходящих из российских портов, единовременно превышал 200 тыс. тонн. Это перевозка нефти из Новороссийска в итальянский порт Триесте.

То есть, у нас этих танкеров почти нет. Они есть у стран Ближнего Востока, которые даже активно скупали их, когда узнали о приближающейся блокировке поставок нефти из России со стороны G7 и ЕС. Есть они и в Китае, на рынок которого претендует очень много поставщиков, значительно больше, чем на капризный рынок Европы. Как будет происходить борьба за этот рынок неизвестно, но очевидно, что за бесценок нам эти танкеры никто не отдаст. Собственно, этого и добиваются США, ведь их цель совсем не в том, чтобы убрать Россию с нефтяного рынка.

Как отмечает директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков, не имеет значения, будем мы транспортировать нефть через другие страны, вкладываться в развитие собственного танкерного флота, основная цель санкционного давления - лишить Россию сверхдоходов от экспорта углеводородов. Можно предположить, что мы сможем обойти санкционные ограничения, да. Но в любом случае предметно можно будет разговаривать после оглашения параметров ограничения цен, а они пока неизвестны.