Использование золы удешевит строительство дорог

В Минстрое России обсудили вопрос применения золошлаковых отходов с угольных тепловых электростанций в строительстве.
Михаил Синицын/РГ

Золошлаковые смеси - вторичные минеральные ресурсы, которые могут применяться для изготовления бетона, при строительстве автодорог, сооружении насыпей и т.п. Они считаются техногенным грунтом, который при необходимости заменяет природный грунт в регионах с дефицитом природного материала или там, где его добыча экономически не выгодна.

"Применение такого рода материалов, конечно, необходимо. И инициатива по использованию золошлаков, с которой к нам пришел бизнес, конечно, поддерживается Минстроем, - подчеркнул глава Минстроя Ирек Файзуллин. - Чтобы их применение было востребовано, необходим комплексный подход - это и создание качественного рыночного продукта, обеспечение доступной логистической составляющей, его ценообразование и привлекательность для потребителей, и что особенно важно - стимулирование и активное вовлечение бизнеса в этот процесс".

Опрос предприятий по производству бетона и железобетона в различных регионах показал их готовность к использованию золошлаков в производстве. Но также отмечена необходимость научно-технологического сопровождения на этапе внедрения, так как сделать это силами собственных заводских лабораторий могут только отдельные предприятия с высокой компетенцией и уровнем подготовки кадров.

"По нашим оценкам, ежегодный потенциал вовлечения ЗШО составляет порядка 25 млн тонн. При этом строительная отрасль имеет наибольший потенциал - более 14 млн тонн, из них только для производства цемента- 10,6 млн. Для рекультивации неудобий (засыпки оврагов, карьеров и болот) можно использовать порядка 5 млн т ЗШО, пересыпки полигонов ТКО - 1,8 млн т. Наша задача - достичь к 2035 году уровня утилизации ЗШО угольных ТЭС в 50%", - сообщил замминистра энергетики Павел Сниккарс.

По словам замглавы Минэнерго, работа по увеличению доли вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот уже началась: Правительство утвердило Комплексный план по повышению объемов утилизации ЗШО электростанций и котельных, начала свою работу Ассоциация развития вторичного использования сырья, разработана "белая книга", в которую включены примеры российского и зарубежного опыта применения ЗШО при строительстве дорог.

Для повышения объемов утилизации отходов, в том числе золошлаковых, в июле внесены изменения в закон об отходах производства и потребления, предусматривающие введение понятия "вторичные ресурсы" и "вторичное сырьё", установление требований к обращению с вторичными ресурсами, в ряду которых запрет на их захоронение, рассказал замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин.

Также были приняты поправки в закон о недрах, предусматривающие, в частности, использование золошлаковых отходов для ликвидации горных выработок и рекультивации земель (за исключением восстановления плодородного слоя почвы).

До конца года будет составлен и согласован перечень "пилотных" проектов строительства автодорог регионального и местного значения для определения технико-экономической возможности применения золы-уноса и золошлаков. Использование золошлаковых материалов позволит снизить стоимость проектов по сравнению с традиционными решениями.

Зола-уноса - основной продукт сжигания угля на станциях, который в зависимости от своих технических характеристик способен заместить до 20% объема цемента при производстве стройматериалов, что обеспечит рост объемов производства и снижения себестоимости строительной продукции.