По его словам, за последние 10 лет страна на 34,4 процента сократила объем эмиссий парниковых газов на производство единицы ВВП. Это, в том числе, произошло благодаря снижению доли угля в национальной системе энергоснабжения: с примерно 75 процентов в 2005-м до 68,5 в 2012 году и до 56 процентов в 2021-м.
Уголь замещают возобновляемыми источниками энергии. Так, сегодня Китай находится на первом месте в мире по показателям использования энергии ветра и солнца, а также по инвестициям в их освоение. С 2012 по 2021 год установленные мощности и производство электроэнергии на фотовольтажных станциях увеличились в 90 раз, на ветряных - примерно в 6,5 раз. В период XIV пятилетки (2021-2025 гг.) установленные мощности солнечных и ветряных станций планируется удвоить.
По состоянию на 2021 год Китай обеспечивал 42 процента от глобального объема рабочих мест в секторе альтернативной энергетики. Для сравнения: на Евросоюз и Бразилию пришлось по 10, на США и Индию - по 7 процентов. В 2021 году объем использования ВИЭ достиг в КНР 735 миллиона тонн угольного эквивалента. Это позволило стране сократить объем эмиссии углекислого газа на более, чем 2 миллиарда тонн.
Кроме того, значительно повысилась энергоэффективность национальной экономики. За последнее десятилетие при среднегодовом росте ВВП в 6,6 процента средневзвешенный ежегодный объем энергопотребления рос лишь на 3 процента.
В результате уровень загрязнения воздуха в городах к 2021 году упал на 34,8 процента по сравнению с 2015-м, отметил замминистра. По официальной статистике, если в 2015 году качество воздуха соответствовало стандартам лишь в 21,6 процента городов страны, то в 2021 - уже в 64,3.
Замминистра подчеркнул, что власти внедрили систему строгого контроля за экологической отчетностью. Китай является чуть ли не единственной страной в мире, которая ввела уголовную ответственность (с 1 января 2017 года - прим. ред.) за подтасовку результатов мониторинга окружающей среды. Уличенным в предоставлении ложной информации об эмиссии загрязняющих веществ предпринимателям, чиновникам и представителям служб мониторинга грозит лишение свободы сроком до семи лет. За соответствующие правонарушения за решеткой оказались уже 23 человека.
Говоря о развитии природоохранной деятельности на перспективу, Чжай Цин напомнил о поставленной в 2017 году на XIX съезде Компартии Китая задаче решить национальные экологические проблемы к 2035 году. Пять лет назад генсек КПК, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул: "С 2020 по 2035 год за 15 лет упорной борьбы… коренным образом улучшится экология".
Приоритетом природоохранной деятельности КНР на перспективу останется работа по борьбе с атмосферным загрязнением. Ее актуальность наглядно подтверждена тем, что аккурат во время пресс-конференции замминистра экологии и окружающей среды над Пекином повис смог с концентрацией тяжелых аэрозолей в 166 микрограмм на кубометр - это в 6,5 раз выше нормы, установленной Всемирной организацией здравоохранения.
Напомним, что Китай четко очертил национальную стратегию сокращения эмиссий в атмосферу ровно год назад. В октябре 2021-го КНР опубликовала сразу три профильных документа: это "Белая книга о реагировании на изменение климата", "Дорожная карта" по прохождению пика эмиссий углерода к 2030 году и Руководство по достижению углеродной нейтральности к 2060-му.
Помимо уже обозначенных в заголовках целей, документы прописывают конкретные шаги и политические установки на снижение углеродного следа национальной экономики. Власти подчеркнули, что "КНР отказалась от предыдущей модели развития в ущерб экологии" и сейчас "стремится к балансу между интересами развития и снижением эмиссии углерода, привержена зеленому развитию и построению экологической цивилизации". Сделана лишь одна оговорка: работа по снижению углеродного следа "не должна подрывать национальной энергетической и продовольственной безопасности, а также стабильности производственных и логистических цепочек".
Цели по снижению эмиссии углерода, повышению энергосбережения и энергоэффективности будут глубоко интегрированы в национальное законодательство и планы развития. Так, из всех законов КНР будут вычеркнуты положения, противоречащие установкам снижения углеродного следа и достижения углеродной нейтральности. Стандарты низкоуглеродного развития будут закреплены в региональных стратегиях, а также в отраслевых планах для энергетической, транспортной, металлургической, строительной, нефтехимической и других отраслей. Подтверждена политическая установка на "жесткое сдерживание неконтролируемой экспансии энергоемких проектов с высоким уровнем эмиссий". Будут повышены обязательные стандарты энергоэффективности для оборудования и бытовой техники.
По стране активно создаются системы поддержки снижения углеродного следа. Важным шагом в этом направлении стал запуск 16 июля 2021 года общенациональных торгов углеродными квотами. Они представляют собой систему перераспределения права на эмиссию углекислого газа от компаний, выбросы которых находятся ниже установленного государством потолка, к предприятиям, которые выходят за максимальные пределы выхлопа. Углеродный рынок КНР сразу же стал крупнейшим в мире: лишь на начальном этапе он покрывает 4,5 миллиарда тонн эмиссий углерода. В систему торгов сегодня включены 2162 компаний-производителей электричества. Позже рынок расширится: к нему будут подключены предприятия нефтехимической и химической промышленности, производители стройматериалов, стали, цветных металлов и бумаги, а также авиакомпании.
Повышенное внимание в новых "климатических" документах уделено и развитию сети поглотителей углерода - искусственных или природных систем, которые впитывают из воздуха углекислый газ. Обозначен курс на повышение способности таких систем к улавливанию углерода. В частности, ставка делается на расширение лесонасаждений. Если в 1980-х годах лесами было покрыто лишь 12 процентов площади КНР, то сейчас этот показатель доведен до 23 процентов, к 2025 году он повысится до 24,1, а к 2030-му - до 25 процентов.
Отдельно в документах обозначены развитие низкоуглеродного транспорта и энергоэффективных зданий. В частности, к 2025 году половина крыш новых зданий будут покрыты солнечными батареями для снабжения домов электричеством и горячей водой. К 2030 году на автомобили на новых источниках энергии будет приходиться 40 процентов продаж на авторынке КНР, к тому же году будет пройден пик потребления нефти на транспорте.
Не обойдены стороной и вопросы международного сотрудничества в борьбе с изменениями климата и построении низкоуглеродной экономики. В Пекине уверены, что работать нужно сообща: "никто не сможет справиться в одиночку с климатическими вызовами, а самоизоляция и политика односторонних действий не даст никаких результатов". Китай гарантировал, что будет вносить свой посильный вклад в борьбу с изменением климата. Так, в сентябре 2021 года председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что Китай сворачивает строительство угольных ТЭС за рубежом и будет помогать развивающимся странам в развитии зеленой энергетики. Одновременно разрабатывается программа "Зеленого Шелкового пути", в рамках которой в странах-участницах интеграционной инициативы "Один пояс, один путь" будет продвигаться низкоуглеродная энергетика. Сам Китай заявил о готовности не только делиться своими успехами в развитии зеленой энергетики, но и открыть национальные рынки для импорта природоохранных услуг и энергосберегающих сервисов.