Конституционный суд РФ разъяснил порядок предоставления жилья военнослужащим-иностранцам

Конституционный суд РФ обязал распространить гарантии получения жилья на иностранных граждан, служивших в Российской армии. Положения ФЗ "О статусе военнослужащих" признаны не соответствующими Основному Закону страны, поскольку в силу своей неопределенности нарушают право на жилище и принцип равенства перед законом и судом.

В сложной ситуации оказался Артур Степанян, который более 15 лет прослужил пограничником в российской военной части на территории Республики Армения. При этом сам Степанян являлся гражданином Армении, и только в последний год перед увольнением по выслуге лет получил российское гражданство. Затем экс-военнослужащий подал заявление в жилищную комиссию воинской части по месту прохождения службы о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилье, но получил отказ. Оспорить его в судах не удалось: согласно абзацу 12 пункта 1 Закона "О статусе военнослужащих", жилье или субсидия могут быть предоставлены "военнослужащим - гражданам", если при увольнении по выслуге лет общая продолжительность военной службы 10 лет и более.

Но, как полагает Степанян, в законе не указано, что эта продолжительность считается именно в статусе гражданина РФ.

Судьи КС согласились с его позицией. Они напомнили, что, закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно предусматривает, что бесплатно или за доступную плату оно предоставляется только гражданам страны. При этом особый статус военнослужащих, отдающих воинский долг Родине, в свою очередь предопределяет обязанность государства предусмотреть правовые гарантии их соцзащиты, в том числе в жилищной сфере. Российское законодательство не препятствует иностранным гражданам служить в Российской армии. И хотя обязанность защищать Отечество на них не возложена, но такую деятельность все равно следует отнести к выполнению конституционно значимых функций.

Наше законодательство не препятствует иностранным гражданам служить в армии России

В результате реорганизации армии обязанности по защите госграницы РФ были возложена на ФСБ, а иностранцы по закону могут служить только в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Однако для Армении было сделано исключение: Соглашение между РФ и Арменией дает им возможность служить в пограничных органах ФСБ России.

- В системе действующего правового регулирования остается нерешенным вопрос о праве на жилище тех военнослужащих, которые начинали службу как иностранные граждане, а продолжали и заканчивали ее, будучи гражданами РФ, - указал КС РФ. Неопределенность нормы о том, как именно должна исчисляться продолжительность службы - с момента заключения контракта либо с момента приобретения российского гражданства. Она фактически лишает эту категорию военнослужащих права на улучшение жилищных условий, "несмотря на то что они, соблюдали свой контракт о прохождении военной службы наряду с другими военнослужащими - гражданами РФ".

Законодателю поручено устранить обнаруженный правовой пробел, исключив при этом возможность двойного предоставления жилищной субсидии или жилого помещения: как в соответствии с законодательством государства, на территории которого они служили (гражданами которого являются), так и по законодательству РФ. Дело Степаняна будет пересмотрено после введения нового правового регулирования.