Зато, по данным СберИндекса, после 21 сентября резко увеличились траты на авиабилеты. При этом падал спрос на непродовольственные товары. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре продажа новых автомобилей выросла на 5 тыс. штук против 9,3 тыс. штук в августе. Динамика номинальных недельных расходов граждан, проживающих в городах с населением от 100 тыс. жителей, как фиксирует индекс среднего чека холдинга "Ромир", остается вялой. В период с 26 сентября по 2 октября средние недельные расходы россиян увеличились по сравнению с предшествующей неделей на 0,8%. Индекс недельных расходов составил 5459 рублей. В годовой динамике индекс вырос на 10,2%.
Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. В сентябрьском бюллетене "О чем говорят тренды" они отмечали устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян ухудшились и пока застыли на максимуме 2018 года. То же и сберегательные настроения. По опросам "ИнФОМа", проведенным по заказу ЦБ, в июле более 70 процентов респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов в июле заявили лишь 7 процентов (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется укреплением рубля и появлением параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте, и в первом квартале 2022 года наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено. В марте наблюдалось сокращение выдачи необеспеченных потребительских кредитов до 30-35% от уровня января-февраля 2022 г.". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.
Точно так же граждане экономили в период пандемии. Но эксперты отмечают четыре отличия нынешней ситуации от предыдущей. Цена: она стала определяющим параметром для покупателей в 2022 году, а в 2020-м была не так важна. Ассортимент: сейчас ретейлеры изменяют ассортимент товаров по причине ограничения импорта, а во время пандемии делали то же из-за требований к безопасности товаров. Формат магазинов: новый кризис заставляет потребителей искать выгодные предложения в любой точке города, а два года люди, идя за покупками, старались не отдаляться от дома, чтобы сократить контакт с другими. Онлайн-торговля: кризис 2020 года дал невероятный толчок развитию интернет-магазинов, а в 2022 году покупки в онлайне стали лишь одной из стратегий экономии.
Покупательная способность населения ныне снизилась столь же заметно, как и в "ковидные" годы. Согласно опросу, проведенному компанией Tiburon Research, 44 процента россиян ощутили снижение доходов, 28 процентов лишились премий и повышений по работе, 26 процентов столкнулись с проблемами при поиске работы, 8 процентов уволены, а также 8 процентов получают зарплату, хотя компании приостановили деятельность.
Однако паники нет. Об этом говорят результаты опроса, зафиксированные специалистами исследовательского холдинга "Ромир". Если 5-6 марта 51 процент опрошенных говорил, что страна находится в экономическом кризисе, то 2-3 апреля в этом были уверены только 41 процент. И если вначале лишь 1 процент респондентов верил, что проблем в России нет, то через месяц в это стали верить уже 3 процента.
Что касается отношения к компаниям, покинувшим Россию, то, как показало исследование "Ромир", более 40 процентов граждан хотят скорейшего возвращения брендов следующих категорий: товары для дома (41 процент), косметика и парфюмерия (44), непродовольственные товары (48), автомобили (50), одежда и обувь (51), бытовая техника и электроника (56). А не хотят граждане возвращения международных пивоваренных компаний (40 процентов), точек питания (39) и брендов крепкого алкоголя (37).
В условиях кризиса каждая семья выбирает свою потребительскую стратегию. Но большинство предпочитает классический способ: больше запасать, меньше тратить.