Но существуют технологии, направленные на снижение и компенсацию негативного влияния человека на окружающую среду, которые способны замедлить темпы глобального потепления.
О некоторых из них "Российской газете" рассказала директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов "Наш фонд" Ольга Лакустова.
Изначально лучшей альтернативой автомобилям на ископаемом топливе считались электромобили. Но в последнее время экологи пересмотрели свою позицию, так как их аккумуляторы практически не подлежат вторичной переработке. Они содержат кобальт и никель, которые почти не разлагаются в почве.
Даже в Европе на данный момент перерабатывается не более 5% таких аккумуляторов. Остальные отправляются на свалки. Кроме того, при производстве электромобилей выделяется примерно в 1,8 раза больше СО2.
В связи с этим появилась новая альтернатива - водородное топливо. Водород имеет большую энергоемкость, поэтому его использование в несколько раз смогло бы сократить потребление ископаемого топлива. Еще в 2016 году в Германии был успешно запущен первый водородный поезд. Технологию взяли на вооружение ведущие мировые автопроизводители.
Однако, пока не будет решен вопрос с массовой инфраструктурой, обеспечением безопасности хранения и перевозки такого топлива, так как оно имеет повышенную горючесть, вопрос будет оставаться открытым.
Авиационная отрасль считается одним из лидеров по количеству выброса в атмосферу парниковых газов. На ее долю приходится около 3% антропогенного парникового эффекта. На самом деле - это очень значительный показатель.
В последнее время ведутся разработки в плане получения экологически нейтрального керосина, которым можно было бы заправлять самолеты. Такое топливо можно производить из биомассы перерабатываемых растительных масел. Оно выходит значительно дороже, чем традиционный керосин, поэтому технология пока не нашла массового применения. Однако, есть способ удешевить стоимость топлива и уменьшить вред для окружающей среды. Например, экокеросин можно смешивать с обычным в определенных пропорциях.
Если углеродный след нельзя сократить технологически, то следует направить усилия на его поглощение. В этом может помочь морская растительность.
Существует такой термин "Blue carbon" или "голубой углерод". Он появился в 2009 году, чтобы обозначить органический углерод, который способен улавливать морские и прибрежные экосистемы: водоросли, мангровые заросли и т.д. Их еще называют "голубыми лесами".
По мнению ученых, они имеют большую поглощающую способность, чем традиционные "зеленые леса". Как утверждают сотрудники Института Мирового океана, поглощающая способность мирового океана примерно равна поглощающей способности суши. Но при этом к суше относятся не только леса, но еще и болота, которые занимают около 20% территории нашей страны.
Учитывая это, можно предположить, что поглощающая способность "голубых лесов" примерно на треть больше, чем зеленых.
Основная проблема заключается в том, что водоросли нуждаются в восстановлении. В их деградации и вымирании виновато потепление, закисление мирового океана, а также безответственное потребление человеком.
До сих пор мало кто уделял этой проблеме достаточное внимание, но сейчас у нас в России появились первые проекты по искусственному выращиванию водорослей. Уже доказано, что подобные проекты будут противодействовать глобальному потеплению и снижению концентрации СО2 в атмосфере.
Каждый квадратный метр такой акватории постоянно удерживает в тканях водорослей до 1 тонны углерода, что соответствует изъятию из атмосферы 3,67 тонны СО2. Возможный эффект этих мероприятий в мировом масштабе оценивается в 2-7 гигатонн СО2.
Еще недавно подобная технология казалась фантастикой, тем не менее в мире уже есть компании, которые занимаются производством дорожных модулей из переработанного пластика. На практике использование таких дорожных покрытий оказалось дешевле, чем из асфальта, во многом благодаря простоте и легкости монтажа. Средний срок службы подобного покрытия 20-30 лет. Огромный плюс заключается в том, что в конце срока эксплуатации модули можно снять и снова отправить на переработку.