Глобальное потепление впервые заявило о себе в 1991 году

Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" вместе с льдиной продолжает свой первый дрейф. Уже 21 день. Рядом с судном действует научный ледовый лагерь экспедиции "Северный полюс-41".
Татьяна Тюменева/РГ

Найти для нее льдину было непростым делом. В Арктике глобальное потепление уже давно дает о себе знать. Из-за него пришлось экстренно свернуть станцию "Северный полюс-31". Об этом, а также о том, что объединяет ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс" и добычу нефти, мы говорили с Владимиром Соколовым на борту научно-исследовательского судна "Академик Трешников" (оно помогало искать льдину для дрейфа платформы).

Владимир Тимофеевич Соколов - начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

А вообще, начало истории дрейфующих станций уходит в XIX. Идея создать судно, которое могло бы дрейфовать в арктических льдах принадлежит норвежскому путешественнику и ученому Фритьофу Нансену. Он сам спроектировал деревянное судно "Фрам", которое в 1883 году отправилось в первую экспедицию. И дрейфовало три года.

Владимир Тимофеевич, это правда, что приборами, которые еще Нансен изобрел, пользуются и сегодня?

Владимир Соколов: Да. Это один из важнейших плюсов экспедиции на "Фраме", о котором как-то подзабыли. Нансен с единомышленниками создал серию приборов, в том числе батометры (для отбора проб воды для химического и прочих анализов), специальные термометры (для измерения температуры воды). Все они используются и поныне!

Вообще Нансена привлекала идея, что можно достичь Северного полюса, если войти в нужном месте в арктические льды. Было выдвинуто предположение, что можно дрейфовать с ними, пройти через полюс и оказаться в Гренландском море. Правильность предположения была подтверждена. "Фрам" действительно вынесло в Гренландское море.

С помощью этого дрейфа совершено проникновение в ранее неизведанный регион Земли, белое пятно на карте. Что происходит в океане со льдами, атмосферой, тогда никто не знал. Да и то, что там океан, тоже было неизвестно.

Опыт экспедиции на "Фраме" помог через полвека создать в СССР дрейфующие станции "Северный полюс".

Владимир Соколов: В 1928 году на ученом совете профессор Владимир Юльевич Визе, заместитель директора Арктического института по науке, предложил создать станцию на дрейфующих льдах высокоширотной Арктики. И опирался он как раз на опыт экспедиции на "Фраме! Идея получила поддержку Академии наук.

Потом был 1937 год - первая дрейфующая станция "Северный полюс" с папанинцами. Но следующую организовали только в 1952 году.

Владимир Соколов: Причины столь долгого перерыва понятны: анализ и осмысление предыдущей работы, война, послевоенное восстановление народного хозяйства.

Да и в самом институте было все очень непросто. Приговорили к расстрелу директора института Самойловича. За неоправдавшийся прогноз ледовых условий на трассе Севморпути. Тогда сразу три десятка судов застряли на трассе. Но это отдельная история.

Считается, что в 1952 году наступила новая эра работа СП. И закончилась она в 2013 году с эвакуацией "Северного полюса-40"?

Владимир Соколов: Время советских СП закончилось на станции "Северный полюс-31" в 1991 году, когда ее льдина вытаяла и развалилась. А тут и развал СССР…

В советский период были проведены основные исследования и сделаны основные открытия во всех природных сферах высокоширотной Арктики. Создана технологическая платформа масштабных исследования и присутствия нашей страны в этом регионе.

Станция "Северный полюс-31" дрейфовала три года. Разрушение льдины стало неожиданностью?

Владимир Соколов: В какой-то момент льдина стала очень быстро разрушаться. Именно на этой станции глобальное потепление впервые столь явно заявило о себе. Для специалистов разрушение льдины действительно стало неожиданностью.

Возобновить программу (уже российских) станций "Северный полюс" удалось только в 2003 году. А вот в 2013 году закончился период классических дрейфующих станций. Тогда пришлось экстренно эвакуировать СП-40. И тогда уже стало понятно, что льды продолжают деградировать дальше. И мы не можем гарантировать безопасность экспедиций в годовом цикле их работы.

Во времена дрейфа "Фрама" льды были 4-6 метров, Ивана Папанина - 3-4 метра. Теперь о двухметровой льдине (или точнее ледяном поле такой толщины) в конце летнего периода можно только мечтать. Таких уже нет! Во всяком случае, в интересующих нас регионах.

И тогда задумались о создании современно "Фрама" - судна, которое ляжет в дрейф и возле которого можно будет разбить научный лагерь?

Владимир Соколов: Начало реализации этой идеи можно отнести к 2005 году. Тогда она была озвучена ныне покойным директором Арктического и антарктического НИИ Иваном Фроловым. Он поистине горел этой идеей. К сожалению, Иван Евгеньевич не дожил до выхода в первый рейс ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс".

Давно хотела спросить: а почему платформа? А не судно?

Владимир Соколов: Платформой "Северный полюс" называется потому, что корабелы нашего НИИ за прообраз взяли самодвижущуюся буровую платформу.

Что же касается необычной конфигурации корпуса (за что "Северный полюс" полярники ласково называют "Башмачком", а кто-то - "Кашалотом"), то здесь все просчитано. С таким корпусом лед не сможет выдавить судно. "Северный полюс" имеет восьмой, очень высокий, класс ледозащищенности.

Кстати, его полное название: ледостойкая самодвижущая платформа - научно-исследовательское судно "Северный полюс". Теперь с ним можно планировать исследования на годы и десятилетия вперед. Срок службы платформы - минимум 35 лет.

Полностью читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.