23.10.2022 22:02
Поделиться

Банки начнут информировать полицию о мошенниках

МВД сможет оперативно получать из Центробанка информацию о случаях мошенничества со счетами и картами граждан. В первую очередь - о телефонных обманах. Соответствующий закон публикует сегодня "РГ".

Телефонные мошенничества стали настоящей эпидемией. И, как вирус, они мутируют, подстраиваясь под текущую ситуацию. Позавчера это было "мама, я попал в беду, срочно заплати". Вчера - "ваш счет пытаются взломать, срочно заберите деньги и передайте нам". Сегодня - "некто уже сейчас пытается получить от вашего имени кредит, вам необходимо снять деньги самому и передать нам". И так далее, и тому подобное. Жертвами мошенников часто становятся пожилые люди, доверчивые и беззащитные в силу возраста.

В век технологий многие удивляются: почему же нельзя быстро поймать мошенников по электронному следу? Ведь мир сегодня прозрачен. Как же аферистам удается уходить в тень? Принятый закон призван решить некоторые проблемы в данной сфере. Как подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, новация направлена на повышение защиты граждан от IT-преступлений.

"Предусматривается создание механизмов информационного обмена, по которым Банк России будет сообщать органам МВД о случаях или попытках перевода денежных средств без согласия клиентов", - прокомментировал он.

По статистике МВД, с 2013 года уровень преступности в сфере IT-технологий вырос более чем в 20 раз. По данным Банка России, количество операций по переводу денежных средств без согласия клиентов в 2021 году увеличилось на 33,8 процента и составило 1 миллион 35 тысяч операций.

Как подчеркивали разработчики закона в ходе его обсуждения, общая доля операций по переводу денежных средств без согласия клиентов, совершаемых с использованием приемов социальной инженерии, составила в 2021 году 49,4 процента. Под "социальной инженерией" как раз и подразумеваются случаи телефонного мошенничества. Аферисты различными способами, в том числе пугая людей, заставляют жертв действовать в определенном направлении. Снимать деньги и передавать "спасителям". Или называть "службе безопасности" свои номера и пароли.

"Эффективному противодействию подобным преступлениям мешает в том числе то, что срок рассмотрения банками обращений правоохранительных органов по фактам дистанционных хищений составляет до 30 дней. В результате затягивается принятие необходимых процессуальных решений и, как следствие, падает раскрываемость", - подчеркнул глава правления АЮР.

Закон будет способствовать повышению скорости расследования дел по фактам мошенничества при денежных переводах, указывают в Банке России.

"Сейчас при рассмотрении таких дел значительное время уходит на запросы данных и переписку между правоохранительными органами и банками, - рассказывают в Банке России. - Закон предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, в которой содержится информация об операциях, проведенных без согласия клиентов. Благодаря этому правоохранительные органы смогут практически в онлайн-режиме получать сведения о мошеннических операциях, в том числе о получателях похищенных денег. Обмен данными будет происходить с соблюдением всех норм банковской тайны".

В свою очередь МВД будет передавать в базу ФинЦЕРТ сведения о совершенных противоправных действиях. Банки - участники информационного обмена смогут учитывать эти данные в своих бизнес-процессах для предотвращения мошеннических переводов.

Закон вступит в силу 21 октября 2023 года. До этого момента регулятор и министерство заключат двустороннее соглашение, в котором будут определены виды сведений, порядок, сроки и формат их передачи, а также интегрируют информационные системы, рассказывают в ЦБ.

Кстати, эксперты рекомендуют гражданам: распознав мошенника, немедленно прекращайте с ним разговор.

Закон предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе, где хранится информация о случаях снятия денег без согласия клиентов

"Не вступайте с ним в длинный диалог, не пытайтесь разыгрывать или хамить! Будьте бдительны и осторожны!" - предупреждают в Главном управлении региональной безопасности Московской области.

Некоторые граждане пытаются разыграть мошенников, изображая, что поверили, рассказывая сказки. Логика такова: мошенник потратит время и силы на сметливого гражданина и какое-то время не сможет звонить недогадливым. Мотив благородный, однако лучше доверить борьбу с аферистами профессионалам.

"Если существуют сомнения, не мошенник ли по ту сторону телефона, следует позвонить самостоятельно в ту организацию, от чьего лица представляются мошенники, и уточнить информацию", - говорит член АЮР Ольга Турунина.