Худрук Антон Яковлев: Нам надо уйти от зацикленности на себе

Театр им. Гоголя, после десятилетнего перерыва вернувший себе историческое название, открывает новый сезон. Первые премьеры пройдут в декабре, а пока новый худрук Антон Яковлев рассказал "Российской газете", почему все сравнения с "Гоголь-центром", прекратившим свое существование, бессмысленны и могут ли вечные ценности оставаться привлекательными для современного зрителя?
Антон Яковлев: Каждый строит свой театр, исходя из своего миропонимания. Я пришел сюда с тем, с чем я рос, с тем, что я люблю и во что искренне верю.
Антон Яковлев: Каждый строит свой театр, исходя из своего миропонимания. Я пришел сюда с тем, с чем я рос, с тем, что я люблю и во что искренне верю. / Александр Корольков

Давайте начнем с манифеста, который вы озвучилина недавнем сборе труппы. Многие заметили, что ваша концепция построена на полной противоположности тому, что было в "Гоголь-центре". Цитирую - "красота вместо иронии над ней, вдохновение вместо цинизма" …

Антон Яковлев: Вы правы, манифест я сознательно создал на контрасте с тем, что было здесь в недавнем прошлом. Но у меня вовсе не было задачи с кем-то соперничать и уж тем более, говорить - "было плохо, станет хорошо". Просто станет по-другому.Я с интересомсмотрю на путь "Гоголь-центра" - это довольно яркий период существования Театра Гоголя. Но мой путь иной, что естественно.Тот факт, что контраст очевиден - это следствие моих взглядов: все, что я сказал в манифесте, я делал в своих спектаклях на протяжении почти двадцати лет и в этом всегда был последователен. Каждый строит свой театр, исходя из своего миропонимания. Я пришел сюда с тем, с чем я рос, с тем, что я люблю и во что искренне верю. И Театр им. Гоголя буду строить, как строил бы любой другой театр, независимо от того, что было в нём прежде. Поэтому никакого пафоса борьбы и противопоставления здесь нет, поверьте.

А вы думаете, все это - красота, вдохновение, возвышенные чувства - сработает? Все-таки "Гоголь-центр" был успешным проектом, а значит, на то, что вам так не мило, все-таки был запрос у публики.

Антон Яковлев: Запросы публики, слава Богу, разные. Многие уже устали от постмодернизма, от бесконечного сарказма и стеба. Я, разговаривая с молодыми людьми, иногда с ужасом понимаю, что они ни во что и никому не верят. К любым ценностям они относятся с презрительной снисходительностью. Зачастую они зациклены на себе, на своем понимании некой "свободы". Она для них какой-то фетиш, с которым они, собственно, не знают, что делать, потому как эта идея "свободы" основана исключительно на отрицании того, что вокруг, а не на созидании. Ведь и "Гоголь-центр" не нес с собой никакой мощной и новой идеи - он просто перенес на нашу почву все то же, что было, например, в немецком социальном театре и был в этом смысле, пионером.

А потом, идея тотальной независимости, отсутствия иерархии ценностей очень привлекательна, потому что не предполагает ответственности, а только свои интересы и права. Такой невероятный инфантилизм - "я вот так сегодня живу - на остальное наплевать". Пускай для кого-то это звучит пафосно, утопично, но я считаю, что искусство должно вести человека к очищающему и светлому. Иначе я вообще не понимаю, зачем искусство нужно. От своего животного начала, эгоцентризма, зацикленности на себенужно уходить, бежать, как от скверны.

Кроме того, я устал повторять всем недалеким "критикам", да и в манифесте это тоже четко прописано - новый театр не возвращается к прошлому, напротив, он идет к будущему, потомукак не является заложником какого-то определенного стиля, направления. Он вбирает в себя все лучшие формы как современного, так и традиционного театра, он учитывает интересы не одного слоя зрителей, а многих. Стало быть, его потенциал огромен. Ведь главная идея заключается в том, куда и зачем ведет зрителя этот театр, в том, что он дает ему надежду в окружающем мир хаосе.

Фактически Театр им. Гоголя строится сейчас с нуля - новый худрук, новый репертуар, новое название. Но абсолютный нонсенс - вы остались и без зрителя. Публика "Гоголь-центра" в большинстве своем принципиально ушла вместе с ним. Будете растить нового?

Антон Яковлев: Да, конечно, в том числе, будем создавать нового. Но кто вам сказал, что мы остались без старого зрителя? Знаете, можно о чем угодно сейчас говорить, но все станет понятно, когда выйдут новые спектакли. Естественно, придет новая публика, но уверен, и часть прежнего зрителя тоже останется - те, кому будет интересно, что и как здесь теперь. И, кстати, об успешности. На моих спектаклях - в Театре Сатиры, МХТ им. Чехова, "Ленкоме", да и раньше в других театрах - всегда полный зал. Сегодня невероятное число зрителей хотят настоящего, искреннего, глубокого. Если хотите, на это реальный запрос сегодня. Эти люди - моя потенциальная и громадная сила.

Поговаривают, что почти вся труппа ушла.

Антон Яковлев: Нет, осталось абсолютное большинство. Из более чем 50-ти артистов в труппе сейчас 40, и еще я набрал 25 человек. Людей, которые хотят здесь работать, - множество. Только за месяц я отсмотрел около 600 молодых артистов. С режиссерами тоже проблем нет. В том числе, будут ставить и некоторые из тех, которые работали здесь прежде. Вообще, все разговоры о том, что я "перекрыл единственный глоток свободы", конечно, от неосведомленности. Я сюда пришел, когда проект "Гоголь-центр" уже не существовал.

Как вы формировали репертуар первого сезона Театра им. Гоголя?

Антон Яковлев: Планами на первый сезон я сразу определил кардинально разные направления, в отсутствии которых нас, еще не видя ни одного спектакля, пытаются упрекнуть. Будет все: от классики - до Макдонаха и Зеллера. Мы уже начали репетиции "Сна в летнюю ночь" - Шекспира ставит Глеб Черепанов. Пластическую версию "Портрета Дориана Грея" репетирует Константин Мишин. Оба спектакля выйдут в декабре на Малой сцене, как и еще два-три лабораторных эскиза. Над названиями пока думают режиссеры УланбекБаялиев и Сергей Тонышев, ученики Женовача. Это уже во второй половине сезона. Начну и я - "Герой нашего времени" по мотивам романа Лермонтова. Действие в спектакле происходит одновременно и в прошлом, и в настоящем. Еще раз подчеркну, что я за яркий современный зрительский театр. Это не значит, что мы не должны касаться каких-то острых социальных проблем, вопрос - как, с каким посылом.

Кроме Лермонтова вы планируете ставить спектакли по "Соборянам" Лескова, "Подростку" Достоевского и "Мюнхгаузену" Горина. Что вы нашли в этих названиях?

Антон Яковлев: Все эти произведения объединяет несколько тем, которые мне интересны всегда: тема человека, который не вписывается в окружающий мир; тема отношения человека и социума; тема тьмы, которая в каждом из нас. Я хочу и Версилова, и Печорина поместить в сегодняшний день и понять, насколько эти персонажи могут вызывать интерес сейчас. Особенно у человека младше 30 лет.Насколько я вообще его могу понять и найти с ним общий язык? У меня самого трое детей такого возраста. Иногда мы конфликтуем, а иногда мне кажется, я все же чувствую их, понимаю, чего они хотят, к чему стремятся. Можно не принять, но попытаться понять их позицию. И режиссеры у меня, кстати, в большинстве своём младше 30 лет. Вместе мы и будем изучать человека сегодняшнего. Мне ведь и про себя тоже хочется понять - насколько я вписываюсь в современный контекст. Старшее и среднее поколение мне понятно, они всегда были моими зрителями, я знаю про них больше. А вот молодые для меня - всегда вызов и вопрос.

Странно, что в Театре им. Гоголя не ставят Гоголя. Не было такой задумки?

Антон Яковлев: Конечно, я думал о Гоголе, но мне не хотелось вот так сразу, впрямую с него начинать. Но вы знаете, может быть, позже я покажу здесь своих "Игроков". Одна версия идет в петербургском Театре им. Андрея Миронова, другая - в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Сейчас у "Игроков" были гастроли по четырем городам России, везде принимали на ура. Поэтому такая мысль есть.

Театр им. Гоголя будет жить не только спектаклями. Вы запускаете еще ряд интересных проектов. Расскажите немного о них.

Антон Яковлев: В первую очередь, это режиссерская лаборатория "Перспектива". Она выросла из того, что мне очень хочется дать возможность начинающим режиссерам проявить себя. Я хорошо помню, как тяжело начинать, и я очень благодарен, что на моем пути встретились Олег Табаков, Алексей Бородин, Рудольф Фурманов, которые мне такую возможность дали. Уже в первом сезоне я набрал восемь молодых режиссеров, которые на Малой сцене будут ставить свои работы. Если будет получаться - дам им и Большую. Там много интересного и неожиданного. "Марсианские хроники" по Брэдбери,например, которые ставит Максим Меламедов - не помню, был ли такой материал еще где-то. Будут, конечно, музыкально-поэтические вечера. Первый такой вечер будет состоять из стихов четырех поэтов, которые мне наиболее близки, - Маяковский, Бродский, Самойлов и Рыжий. Будет современный, подчеркиваю - современный, детский театр. Планируем киноклуб, лекторий, мастер-классы, импровизационное арт-кафе, где зритель сможет взаимодействовать с артистами и, условно, заказывать конкретную импровизацию. Попробуем играть иммерсивные спектакли. Всего задумано около 15 проектов. Как в том анекдоте, дай Бог, теперь на этом самолете осталось только взлететь.

Мне интересны тема человека, который не вписывается в окружающий мир, тема отношения человека и социума, тема тьмы, которая в каждом из нас

Вы буквально вот-вот выпустили премьеру "Последний поезд" в "Ленкоме". Где-то еще сейчас ставите?

Антон Яковлев: Была договоренность о двух постановках, и даже кино я собирался снимать, но пока все перенес, потому как, боюсь, физически не потяну. А потом, конечно, сейчас главное - выстроить систему координат здесь. Поэтому пока все силы брошены на Театр им. Гоголя. Мне нужно запустить весь процесс практически с нуля.

Справка "РГ"

Антон Яковлев - российский режиссер театра и кино. Окончил актерско-режиссерский курс Школы-студии МХАТ (курс Василия Маркова) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко и Павла Финна. Поставил около двух десятков спектаклей - его работы шли и идут в МХТ им. Чехова, Театре им. Вахтангова, "Ленкоме", РАМТе, Малом театре, Театре на Малой Бронной и других. Режиссер фильмов и автор киносценариев. В прошлом году стал лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства - за постановку спектаклей "Макбет" в Московском драматическом театре на Малой Бронной и "Лес" в Московском академическом театре сатиры.