Алла Аркадьевна, технологии меняются стремительно. Как в таких условиях учиться самому, учить других и отличать человека квалифицированного от того, кто безнадежно отстал?
Алла Факторович: Действительно, все быстро меняется и квалификации постоянно обновляются. Работодатели все реже довольны уровнем подготовки выпускников вузов. Раньше было достаточно получить диплом, и он был "индульгенцией" на всю жизнь. А сейчас это не срабатывает. Потому что система образования заточена на вечное (на фундаментальные знания, общую подготовку, профессиональную эрудицию), а работодателю нужно, чтобы новый сотрудник приносил пользу его бизнесу. Ему важно понимать, что вы умеете делать. Он должен быть уверен, что вы выполните его поручение и нигде не сделаете критических ошибок. А диплом ему об этом ничего не говорит, это, по большому счету, лишь "справка об уме", а не гарантия способностей его обладателя.
Заинтересованность работодателя особенно велика, если за вашей работой стоит чья-то безопасность. Тогда ему вдвойне важно, чтобы ваша квалификация была подтверждена.
Вузы, за исключением самых передовых, это очень инертные системы, которые меняются годами, если не десятилетиями. А что делать здесь и сейчас, чтобы исправить эту ситуацию?
Алла Факторович: Чтобы обеспечить интересы всех сторон - и работодателей, и вузов, и их выпускников - была создана Национальная система квалификаций. А наше агентство выполняет функции оператора и модератора этой системы. Одно из направлений нашей деятельности - процедура независимой оценки квалификаций.
Как она работает?
Алла Факторович: Когда студент проходит итоговую или промежуточную аттестацию, он получает возможность сдать профессиональный экзамен. Так проверяется, соответствует ли его квалификация положениям профессионального стандарта. Только экзамен проводит не вуз, а отраслевой совет по профессиональным квалификациям. На сегодня в России 43 таких совета: они есть в ЖКХ, МЧС, здравоохранении, архитектуре и строительстве, индустрии гостеприимства и др. Их оценочные инструменты максимально отражают актуальные требования работодателей.
На что это похоже? ЕГЭ для взрослых?
Алла Факторович: Скорее, экзамен на водительские права. Есть теоретическая часть и есть практическая. Согласитесь, что человеку, который не умеет водить машину и не знает ПДД, сдать на вождение практически невозможно. Так же и у нас. Вот, например, попробуйте ответить на один из вопросов для будущего работника HR:
"Может ли религиозная организация при формировании требований к вакантной должности указать отсутствие атеистических убеждений? Выберите правильный ответ из предложенных.
А. Не может.
Б. Не может в качестве обязательного требования.
В. Может.
Г. Может в качестве пожелания".
Вариант "Г"
Алла Факторович: Ответ неверный. Вариант "А" - "Не может". А потом будет еще и практическая часть.
И что, человек пять лет учился, сдал все экзамены, а теперь еще одну комиссию должен пройти, чтобы диплом получить?
Алла Факторович: Нет, оценка квалификации - дело добровольное. Если студент сдает такой экзамен, он получает свидетельство, которое говорит о том, что его квалификация соответствует установленной планке и он готов к профессиональной деятельности. Это значительно повышает его шансы на трудоустройство и достойную зарплату.
Тому, кто не сдал, недотянул до уровня, выдают на руки заключение, в котором сказано, в чем была ошибка, каких знаний и умений для практической работы не хватает. Диплом об окончании вуза он все равно получит и в дальнейшем может найти работу и без оценки квалификации, ведь пока еще не все работодатели ее требуют. Но при желании соискатель сможет подготовиться и сдать профессиональный экзамен еще раз. Правда, за это придется уже заплатить. Или же заплатит его работодатель. На этот счет предусмотрены налоговые вычеты.
Но часто за такой оценкой к нам приходят и люди вообще без высшего образования, талантливые самоучки. Они на собственном опыте познали все премудрости своей профессии, но как это доказать при приеме на работу, как официально оформить свои достижения? С помощью независимой оценки квалификации.
Похоже, мы идем к тому, что вузовские дипломы обесцениваются. Еще недавно они были пропуском в большую жизнь, а теперь значимость работника определяется не "корочкой", а практическими навыками.
Алла Факторович: Пока это не так. Сегодня, пожалуй, лишь IТ-компании позволяют себе не обращать внимание на вузовские дипломы. Все остальные работодатели, хоть и говорят, что диплом не несет нужной им информации, тем не менее требуют, чтобы он был. Хотя со временем, наверное, они и правда отомрут, станут атавизмом.
Но главную проблему я вижу не в наличии или отсутствии диплома, а в ликвидности тех знаний и навыков, которые дают вузы. Во времена СССР существовала смычка между работодателями и образовательными учреждениями. Существовало небольшое количество университетов, где давали классическое образование. А все остальные вузы были прикладными, профессиональными - инженерными, медицинскими, педагогическими. Они готовили специалистов (причем нужное их количество) для каждой отрасли.
В 1990-е прошла тотальная университизация, потом вхождение в Болонскую систему. Все это привело к тому, что мы вовсе упустили из виду саму идею квалификации, которая свидетельствует о способности человека к выполнению определенного набора трудовых функций. Фактически подменили ее степенью - бакалавра или магистра. Это привело и к появлению правовых коллизий.
Каких именно?
Алла Факторович: Бакалавр и магистр, которые в других странах являются степенью, у нас почему-то трактуются как квалификация. Но ведь рынку труда слово "бакалавр" или даже "магистр" ни о чем не говорит. Представьте себе, что вы проект-менеджер в крупной строительной компании, и вот к вам на объект приходит человек и говорит: "Я магистр строительства, берите меня на работу!" Кем?! Что ты умеешь? Об этом в дипломе ничего не сказано. Таким образом, профессиональная квалификация у нас оказалась подменена академической степенью. Получается ловушка: у вас есть диплом об образовании, но работодателю ваш диплом ничего не сообщает.
Обратимся опять к советскому опыту. Когда человек заканчивал вуз, ему присваивалась адекватная по формулировке квалификация. Например, если это инженерный вуз, в дипломе могло быть записано, что вы инженер-конструктор или инженер-проектировщик, а ваша специализация - "металлорежущие станки и инструменты". Или вы бухгалтер, или аудитор, или учитель русского языка и литературы, а не бакалавр образования, как сейчас.
Многие компании сегодня создают собственные центры оценки квалификаций персонала. Что или кто их вынуждает?
Алла Факторович: Ничто и никто. Просто они в этом сами заинтересованы. Им надо понять, что за специалист перед ними и какого качества. Так они могут обезопасить себя от непрофессионалов, поднять производительность труда. Да и с точки зрения репутации это важно: так работодатель показывает инвесторам, партнерам, заказчикам, что его сотрудники имеют подтвержденный профессиональный уровень.
Как создать на предприятии такой центр оценки?
Алла Факторович: Процедура давно разработана и юридически описана. Как я уже говорила, почти во всех отраслях у нас есть советы по профессиональным квалификациям. Они представляют то самое профессиональное сообщество, в которое входят эксперты - люди с безупречной репутацией. Крупный работодатель может обратиться в отраслевой совет, и ему помогут создать свой центр оценки квалификаций (ЦОК).
В идеале такие центры должны быть на каждом крупном предприятии. Но если заводить собственный ЦОК работодателю нецелесообразно, он может направлять своих сотрудников в уже существующие центры. Уже сейчас можно сдать экзамен в более чем 1500 местах, практически в любом регионе.
Но ведь не во всех профессиях надо регулярно подтверждать квалификацию? Нужно ли это делать, например, уборщице?
Алла Факторович: Такой профессии сейчас нет, есть "специалист клининговых служб", и да, для них уже существует профессиональный стандарт. И возможность подтвердить квалификацию тоже есть. У нас на сегодня 3 тысячи квалификаций, по которым можно получить независимую оценку. Они покрывают почти все сферы профессиональной деятельности.
Но есть профессии, в которых делать оценку предписывает закон. Это сварщики, специалисты по лифтам и подъемному оборудованию, некоторые квалификации в сфере финансов. Не так давно сделали обязательной оценку для специалистов-градостроителей - проектировщиков, архитекторов, тех, кто подписывает проектную документацию. В общем, все те профессии, которые непосредственно связаны с безопасностью людей.
Давайте представим общество, где не проводится квалификация работников. Что страшного с ним может случиться?
Алла Факторович: Я не могу назвать ни одной страны, где в той или иной форме не действовала бы процедура оценки квалификаций. Такого не может быть, поскольку прежде, чем допустить человека до работы, нужно понимать, что он способен делать и на каком уровне. Такое общество будет, возможно, только тогда, когда нас заменят роботы. И то мы, наверное, в этом случае начнем приобретать какие-то новые квалификации.