24.10.2022 20:36
    Поделиться

    В зале "Зарядье" Национальный филармонический оркестр России представил с дирижером Арсентием Ткаченко программу музыки "моря"

    Мультимедийный проект в зале "Зарядье"
    В концертном зале "Зарядье" Национальный филармонический оркестр России (под управлением Владимира Спивакова) представил с дирижером Арсентием Ткаченко программу музыки "моря". В программу вошли сочинения Мендельсона (увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера"), Дебюсси (три симфонических эскиза "Море") и редкость в российской афише - "Морская симфония" британского композитора Ральфа Воана-Уильямса.
    Масштабную звуковую махину молодой дирижер Арсентий Ткаченко координировал внятно и ясно.
    Масштабную звуковую махину молодой дирижер Арсентий Ткаченко координировал внятно и ясно. / Пресс-служба МКЗ "Зарядье" / Лилия Ольховая

    Надо заметить, что сам выбор дирижером сочинений из достаточно обширного реестра "морских" партитур был интересен не только в музыкальном, но и в философско-культурологическим аспекте. Драматургия концерта выстраивалась от кельтских "оссиановских" аллюзий мендельсоновской партитуры к изысканной "морской" колористике Дебюсси в эстетике французского импрессионизма и к масштабному "метафизическому" сочинению Воана-Уильямса, охватывающему целостный морской и цивилизационный пейзаж. Партитуру британского композитора вдохновляли морские стихии: штормы, волны, лунные пейзажи, образы кораблей и флагов, народов и стран - из поэзии Уолта Уитмена ("Листья травы"), на которую положена музыка симфонии, на его философию поэта-мудреца, чей главный постулат - "доверие к миру".

    "Морскую симфонию" Национальный филармонический оркестр представил в мультимедийном формате с видеорядом из живописи Айвазовского, Бенуа, Боголюбова, Куинджи, Щедрина и других (из фондов Русского музея и Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского). Самое крупное симфоническое полотно Воана-Уильямса (написано в 1909 году), от которого, к слову, вел отсчет английский музыкальный ренессанс ХХ века, прозвучало с масштабом "партитуры универсума" - величественно, монументально, подобно финалу бетховенской Девятой или Восьмой Малера. В исполнении симфонии были задействованы "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича, солисты сопрано Анна Аглатова и баритон Игорь Подоплелов, отлично вписавшиеся в общий патетически-приподнятый тон симфонии, а также орган, партию которого исполнила титульная органистка "Зарядья" Лада Лабзина. Столь масштабную звуковую махину Арсентий Ткаченко координировал внятно, ясно, точно выстраивая баланс всех оркестровых и исполнительских групп.

    Выбор дирижером сочинений был интересен не только в музыкальном, но и в философско-культурологическим аспекте

    Начиная от "Гебрид" Мендельсона, где оркестр звучал сурово, передавая образ гулкой пещеры в скалах, а затем набирал звучность геройской битвы кельтов - с трубами, ударами, мощной динамикой, затем - проводя через красочную симфоническую материю "Моря" Дебюсси, исполненную НФОР добротно, но сдержанно по колористике, без привычных импрессионистских "мерцаний" и "бликов", дирижер подводил к ключевой партитуре программы - "Морской симфонии". В интерпретации ее ощущалось воодушевление всех музыкантов, которые, казалось, на пределе эмоций, а не только исполнительских сил, передавали оптимистический посыл партитуры, звучавшей как музыка "жизни", как гимн морю, в котором, согласно поэзии Уолта Уитмена, плавают корабли под флагами разных стран, где все люди равны перед морской стихией, где все человечество - это дети Адама и Евы, которые должны объединиться ради будущего под "духовным флагом". И сегодня эти смыслы звучали совсем не метафизически.

    Поделиться