Маловероятно, что страны "Большой семерки" и ЕС просто не могут договориться об уровне "потолка". Скорее всего, у них уже есть несколько сценариев этих ограничений. А вот какой из них будет выбран, зависит от нескольких факторов.
Во-первых, от динамики мирового спроса на нефть, который растет пока значительно медленнее, чем ожидалось, и объемов добычи. Во-вторых, G7 и ЕС не отказались от идеи привлечь к "потолку" другие страны. План надавить на ОПЕК+, чтобы альянс не сокращал добычу нефти, провалился, и теперь союзников можно искать только со стороны ее потребителей. В-третьих, и это, наверное, главное, вводящие санкции страны очень боятся ухудшить ситуацию на мировом рынке, усугубив и без того уже достаточно глубокий энергетический кризис. Поэтому, вероятнее всего, параметры будут объявлены в середине, а возможно, и в конце ноября.
Авторы "потолка цен" пытаются усидеть на двух стульях, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. С одной стороны, они хотят лишить Россию сверхдоходов от экспорта нефти. А с другой стороны, стремятся сохранить рентабельность поставок российской нефти для того, чтобы не вычеркивать эти объемы из глобального энергобаланса и не допускать чрезмерного роста котировок, отмечает эксперт.
Россия объявила, что не будет возить нефть странам, которые присоединятся к "потолку цен", но здесь большую роль будут играть проблемы с фрахтом и страхованием судов для поставок в третьи страны. Если только представить, что наши компании начнут снижать экспортные поставки из-за кабальных условий транспортировки, то это может стать серьезным триггером для роста цен.
По мнению Андрианова, окончательное введение четко фиксированного "потолка" тормозится и искусственно, чтобы не обострять политический резонанс от жесткого энергетического кризиса в Европе. Здесь даже не важно, присутствует ли сейчас физически российская нефть в Европе или уже нет. Важно, что если сегодня "потолок цен" обсуждается в высоких европейских кабинетах, то завтра он будет обсуждаться в очередях на европейские АЗС, отмечает эксперт.
Вполне возможно, что объявлять параметры "потолка цен" США не спешат, ожидая пока проект бюджета России на 2023-2025 годы пройдет обсуждение в Госдуме. В Европе, например, уже раздавались голоса, что ЕС неправильно сделал, заранее объявив о дате запрета импорта нефти из России, поскольку наша страна за отведенное время сумела хорошо подготовиться. Но едва ли это главный фактор, параметры бюджета уже известны, к тому же ЕС не нам дал время на подготовку, а взял его себе, чтобы покупатели смогли по-максимуму перейти на поставки нефти из других стран.
С точки зрения Андрианова, также не исключено, что затяжка связана и с ноябрьскими выборами в Сенат США. Ведь одна из задач этого "потолка" - попытаться снизить цены на топливо в США или, по крайней мере, сделать вид, что администрация президента страны Джо Байдена прилагает для этого все усилия. И если бы потолок уже был определен, то уже бы последовала четкая реакция со стороны России (в виде окончательного и однозначного отказа продавать нефть по указанным ценам).