"Конечно, Эрмитаж - большой и открытый музей, но организовать там стажировку не так просто, - рассказал Пиотровский. - Мы были в фондохранилище екатеринбургского музея, видели хранителей, реставраторов, это все молодые люди. Подготовить следующее поколение музейщиков - это тоже очень важно. И вот для них, для нового поколения, будет эта стажировка".
Вторая стажировка пройдет в фондохранилище Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Школа реставрации, которая десятилетиями работает на Урале, на несколько дней усилена сотрудниками Эрмитажа. Они проведут мастер-классы для реставраторов.
Но эти важные события скрыты от глаз широкой публики. Зато увидеть выставку испанского искусства, парадное императорское оружие, дары бухарских эмиров из собрания Государственного Эрмитажа смогут все, кто захочет. Кому-то ближе Веласкес и Гойя, кого-то привлекают рапиры и палаши, которые были в руках русских самодержцев. Интерес к выставкам Эрмитажа традиционно большой. По словам министра культуры региона Светланы Учайкиной, центр Эрмитаж-Урал стал лидером посещаемости по Пушкинским картам.
Но Михаил Пиотровский уверяет, что питерцы привезли на Урал не просто предметы и картины, они прихватили с собой дух Эрмитажа: "Мы показываем виртуальную реальность, наши технические выдумки, проводим лекторий, привезли книги. То есть за нескольких дней все, чем занимается Эрмитаж в Петербурге, будет происходить и здесь".
Бесценные коллекции Эрмитажа были на Урале не только в рамках выставок - предметы искусства эвакуировали сюда во время Великой Отечественной. Пиотровский вспомнил об этом, осматривая музейный центр. "Я впервые смог посетить этот памятник музейного сотрудничества. Много музеев эвакуировались во время войн, ни об одном так не рассказано, как об Эрмитаже, - в частности, благодаря тому, что происходило в Свердловске", - поделился впечатлениями Пиотровский после осмотра экспозиции, посвященной военному времени.
От прошлого - к будущему. Следующие выставки музейного гиганта на Урале пройдут в рамках празднования 300-летия Екатеринбурга. И уже сейчас готовят уникальную выставку, посвященную Екатерине I, чье имя носит город.
Холодный блеск клинков, золоченые эфесы, изысканная гравировка - выставочный проект "Три века белой стали" посвящен Златоустовской оружейной фабрике. На ней можно увидеть примерно две сотни образцов холодного оружия из фондов Государственного Эрмитажа, экспозиций уральских заводов и из частных коллекций.
Среди экспонатов, которыми поделился с уральцами Эрмитаж, есть клинки немецкого мастера Вильгельма Николаса Шафа, а также талантливого русского оружейника Ивана Бушуева. Этот мастер, кстати, стал героем одного из бажовских сказов. Оружие, которым владели русские императоры и великие князья, богато украшено и при этом, как уверяют, необычайно удобно ложится в руку. На саблях и палашах, кинжалах и кортиках, а позднее даже на мечах и топорах запечатлены три века российской истории - в первую очередь, конечно, истории побед. На оружии советского периода можно найти картины трудовых побед - ту самую борьбу за урожай. В витринах Екатеринбургского музея изобразительных искусств выставлены и произведения современных оружейников и художников по металлу. К счастью, это уникальное ремесло Южного Урала удалось сохранить нашим современникам.
Указ императора Александра I о создании "Фабрики дела белого оружия, разных стальных и железных изделий" подписан 3 июля 1815 года. Главным образом им двигала страсть к красивому оружию. Златоустовская фабрика была создана как предприятие для изготовления статусных подарков и роскошных аксессуаров, прежде всего для царской семьи.