25.10.2022 10:14
    Поделиться

    Минтранс предложил ограничить ставки фрахта для ряда российских грузов

    Минтранс предлагает дать правительству право ограничивать ставки фрахта для судоперевозок. Ведомство опубликовало на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект поправок к Кодексу торгового мореплавания, согласно которым правительство РФ наделяется правом устанавливать "потолок" фрахта для определенного перечня грузов.

    В документе речь идет о грузах российских отправителей и получателей в российских морских портах и из них с использованием судов, которые принадлежат российским судовладельцам. Другие суда могут осуществлять перевозки только при наличии разрешения от федеральных органов власти. Такие разрешения могут выдаваться как на отдельную перевозку, так и на несколько перевозок, осуществляемых на основании долгосрочного договора. Также указано, что руководство порта сможет отказать судам в заходе из-за нарушений требований до предоставления специального разрешения.

    При этом конкретный перечень грузов в законопроекте не указан. Однако, как сообщила газета "Коммерсант", речь может идти о нефти и нефтепродуктах.

    С февраля ставки фрахта танкеров для перевозки нефтепродуктов заметно выросли

    С февраля ставки фрахта танкеров для перевозки нефтепродуктов заметно выросли. Пока это не повлияло на конкурентоспособность российской нефти марки Urals благодаря ее достаточно высокой стоимости на мировом рынке. Но ставки фрахта вполне могут стать сдерживающим фактором при экспорте российской нефти и нефтепродуктов.

    В этом году на цену фрахта сильное влияние оказывает изменившаяся география маршрутов, в основном за счет их удлинения. Как пояснил изданию заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, сейчас ставки фрахта на перевозки нефти из Новороссийска в Средиземноморье, составляют 23-25 долларов на тонну, из Козьмино в порты Китая - 10-12 долларов на тонну, в Индию - свыше 30 долларов на тонну. По словам Кондратьева, это в два-четыре раза выше дофевральского уровня, но при стоимости российской нефти марки Urals в районе 72-73 долларов за баррель, позволяет РФ сохранять высокую экспортную маржу.

    Предложение ограничить ставки фрахта появилось на фоне надвигающихся со стороны G7 ограничений на перевозки российской нефти. Напомним, меры эти включают в себя введение потолка цен на нашу нефть, а также запрет на фрахт и страхование судов, перевозящих ее. Они вступают в силу 5 декабря 2022 года в отношении нефти из России и 5 февраля 2023 года в отношении наших нефтепродуктов.

    Ранее агентство Reuters предположило, что Россия сможет проигнорировать указанные меры, поскольку сможет осуществлять морские перевозки своими судами, а также используя суда стран Азии, главным образом Китая и Индии.

    Как ранее рассказывал "РГ" заместитель декана экономического факультета МГУ Александр Курдин, такой сценарий имеет право на жизнь, однако он не оценивает возможностей танкерного флота РФ. Согласно данным Refinitiv, в 2021 году был всего лишь один случай, когда объем перевозки нефти на танкерах, отходящих из российских портов, единовременно превышал 200 тысяч тонн. Это перевозка нефти из Новороссийска в итальянский порт Триест.

    Поделиться