Статистика гласит, что большая часть выпускников 11-х классов белгородских школ - 84 процента - поступили в вузы. Средние учебные заведения выбрали лишь около 700 человек из 5,6 тысячи вчерашних школьников. Эти показатели не вызывают удивления: как правило, последнее десятилетие после девятого класса больше половины учеников забирают документы из школ и поступают в техникумы и колледжи. Школьную программу до конца с ЕГЭ в качестве самого главного испытания и путевки во взрослую жизнь выбирают как раз те, кто изначально нацелен на вузовский диплом.
Однако, как отметил министр образования Белгородской области Андрей Милехин, если в минувшие годы большая часть выпускников старались поступить и поступали в вузы обеих столиц, а также в соседние Воронеж и Курск, то в нынешнем году статистика показала: большая часть юных белгородцев остались учиться на Белгородчине. И хотя этот показатель немногим не достигает 54 процентов, важно, что образование в учебных заведениях малой родины позволит будущим специалистам планировать дальнейшую жизнь также в пределах региона. В этом уверен губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. Он подчеркивает: человек, который уехал учиться в Москву или Санкт-Петербург, уже вряд ли вернется в родной регион трудоустраиваться и жить. И хотя подобных примеров множество, чиновники намерены бороться за молодежь, предлагая образование на малой родине.
Эксперты не раз обсуждали катастрофическую нехватку медицинских кадров в области. Теперь же, когда выяснилось, что свыше 300 вчерашних школьников выбрали для обучения врачеванию вузы в других регионах, чиновники в который раз задумались о том, как же все-таки заставить будущих медиков учиться дома. Ведь медицинский институт в Белгороде есть. И пока универсального рецепта для этого нет, в школы региона закупается дорогостоящее и уникальное оборудование для медицинских классов. Только стол Пирогова, цена которого варьируется от 1,5 до 2,5 миллиона рублей приобретен в каждый из таких классов. Поступят ли их ученики в местный колледж или вуз? Вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа, как и предположить, как скоро городские и сельские поликлиники перестанут испытывать тотальную нехватку кадров. Эксперты от самой медицины отмечают: чиновники стараются вот уже который год, но проблема так и не решена. Ясно одно: медики будут востребованы еще долгие и долгие годы, а высококвалифицированные - где бы ни получили они свое образование - нужны всегда.
И если "заграничные" медицинские вузы обеспечили отток свыше 300 белгородских абитуриентов, которые могли бы учиться здесь, то еще почти 700 человек, уехавших в другие города, такой возможности не имели. Андрей Милехин отметил, что это парни и девушки, выбравшие сложную профессию - Родину защищать. В Белгородской области таким специальностям не обучают. Однако совсем недавно в регионе прошла информационная кампания вузов, которые ведут подготовку сотрудников ФСБ. На встрече со старооскольскими школьниками начальник Голицынского пограничного института ФСБ России, генерал-майор Виктор Щеблыкин назвал и специальности, по которым ведется подготовка, - от пограничной деятельности до психологии, и главные требования к будущим студентам.
- Нам нужны девушки и парни, которые хорошо учатся, физически крепкие, те, кто любит свою Родину и, если потребуется, отдаст свою жизнь, - отметил он. - Мы отбираем лучших из лучших, и чем больше желающих, тем больше конкурс. Отберем самых достойных.
Как минимум миллион айтишников необходим стране в настоящее время. Эти данные приводят и на федеральном уровне, и первый заместитель белгородского губернатора Евгений Мирошников, курирующий цифровизацию и цифровое образование. Сейчас в регионе идет отбор кандидатов на обучение по двухлетней программе "Код будущего", и чиновник не скрывает надежды, что как можно больше белгородских ребят попробуют свои силы и здесь.
- Миллион айтишников нужен стране уже сейчас, но с каждым годом потребность в них будет увеличиваться, - отмечает Евгений Мирошников. - Поэтому мы, конечно, в первую очередь стараемся всем нашим школьникам привить навыки полезного использования цифровых сервисов, ведь в повседневной жизни без этого никак, но в то же время отвечаем на запросы родителей. А вот они уже думают о будущем. И если ребенок интересуется программированием, меня спрашивают: "А где нам можно еще позаниматься? Как это сделать?" Все понимают, что за цифровизацией - будущее.
Отдельная тема в сфере образования - подготовка самих учителей. На педагогические специальности Белгородского государственного университета и в нынешнем году, и в минувшие вновь шел достаточно жесткий отбор. Еще в начале учебного года ректор вуза Олег Полухин отмечал, что педагогический институт с его специальностями востребован и белгородскими выпускниками, и жителями других регионов. Другой вопрос - какой процент из них свяжет свою жизнь с преподавательской деятельностью? Нехватка молодых учителей до сих пор ощущается даже в городских школах.
Инженерные специальности, а также кадры для растущего АПК также названы в числе тех, востребованность которых еще долгие годы останется высокой. При этом важна не столько их академическая, сколько практическая подготовка, ради которой готовы потрудиться и потенциальные работодатели. Сегодня каждое белгородское предприятие - база для практики будущих специалистов. Однако, как отмечают эксперты, после долгих лет обучения некоторые выпускники убирают дипломы подальше и идут продавать бытовую технику. Работа в поле или на производственных линиях прельщает не всех, а вакансий в других отраслях тоже предостаточно.