25.10.2022 14:03
    Поделиться

    В России нет дефицита ПК и ноутбуков

    Персональные компьютеры и ноутбуки стали важнейшей частью экономической жизни, и их доступность в ближайшем будущем остро беспокоит многих россиян в связи с последствиями очередных санкций.

    Цены на такую технику в данный момент снижаются. Доминирующий фактор - снижение покупательной активности. С одной стороны, скачок цен в конце 2021-го - начале 2022 года превысил комфортную планку как для физических лиц, так и для организаций. С другой - повышенный спрос на ПК и ноутбуки, начавшийся в период пандемии ("компьютер - каждому члену семьи"), привел к относительному насыщению рынка в 2020-2021 годах. А последующий стремительный рост цен и сворачивание проектов модернизации информационной архитектуры в организациях поставили в этом процессе точку.

    Цены могли бы расти в случае выраженного дефицита ПК и ноутбуков на рынке в ситуации, когда ведущие производители свернули поставки в Россию. Но тут вступили в действие два фактора. Первый - неопределенность с дальнейшими поставками не только ПК и ноутбуков, но и их комплектующих, сетевого оборудования. Это заставило потребителей занять выжидательную позицию. Второй фактор - принятое федеральным правительством во исполнение указа президента решение о временном запрете на вывоз за рубеж ранее ввезенных товаров и оборудования по перечню. Запрет на эту релокацию станет действовать до конца 2022 года и, возможно, будет пролонгирован.

    Темпы производства ПК и ноутбуков замедлились по сравнению с сопоставимыми периодами 2021 года. Даже если не ставить во главу угла геополитическую нестабильность (столь масштабному фактору сложно дать однозначную оценку), нельзя не заметить, что сохраняется и даже усиливается нехватка компонентов производства. Она возникла вследствие обрушения производственных цепочек и обусловила дальнейшие логистические сбои. Причем если в конце 2021-го - начале 2022 года технологический фактор превалировал, то теперь доминируют сбои в логистике.

    Не стоит думать, что ограничение прямых поставок ПК и ноутбуков в Россию сколь-нибудь существенно повлияло на снижение темпов их производства в мировом масштабе. Российский рынок не настолько велик или уникален - поставки могут быть с определенными усилиями переориентированы на другие рынки, да и параллельный импорт как более усложненную логистическую цепочку никто не отменял.

    В условиях российского рынка ПК более доступны, нежели ноутбуки - как по цене, так и по объему предложения

    Но для России сложилась интересная ситуация. Надежд на галопирующую динамику параллельного импорта у нашего рынка не было, но и осторожные прогнозы также не сбылись, хотя подвижки имеются. Несмотря на железобетонную логику наращивать параллельный импорт, опасения поставщиков попасть под вторичные санкции становятся критическим риском, который выливается в применение серых схем импорта.

    Острого дефицита импортных ПК и ноутбуков на рынке не ощущается, а возникающие ниши последовательно занимает отечественное производство. Позитивный пример программного и аппаратного перехода на отечественную продукцию в государственных органах и организациях, поддержанный беспрецедентными льготами для отечественных ИТ-компаний, не мог не оказать влияния на рост темпов российского производства ПК и ноутбуков. Отставание аппаратного производства от программного и преимущество ПК перед ноутбуками в линейке продукции сохраняются, но при текущих тенденциях в сфере импорта данные характеристики будут постепенно сглажены.

    В условиях российского рынка ПК более доступны, нежели ноутбуки, - как по цене, так и по объему предложения товаров. Характеристику доступности объективно можно применять только в отношении игрового ПК или ноутбука. В промышленном сегменте принято работать с промышленными компьютерами. "Промышленный ноутбук" - всего лишь синоним "защищенного ноутбука". В корпоративном сегменте ноутбуки, безусловно, используют, но преимущество отдают ПК, в частности моноблокам.

    Если сравнивать доступность персонального компьютера и ноутбука как сопоставимых устройств для игрового сегмента, то можно сделать следующие выводы. Во-первых, нормально, когда при сравнимых функциональных характеристиках ПК стоит меньше. Во-вторых, их доступность исходит из возможности модернизировать устройство и обеспечить более дешевый ремонт, поскольку комплектующие для ПК дешевле.

    Волна новых фирм, в частности азиатских, на рынке ПК и ноутбуков в России - явление ожидаемое, но точно не в масштабе девятого вала. Да, диверсификация рынка в этом направлении уже происходит: вспомним, к примеру, амбиции китайского бренда Machenike. Но в повсеместную экспансию азиатских брендов верится с трудом. Ввод нового бренда на рынок - затратный и высокорисковый проект. Да, определенные марки претендуют на ниши, оставшиеся после Lenovo, HP, Asus и других производителей. Но, как упоминалось выше, на те же места нацелены и отечественные компании.

    Также уместно вспомнить бывший ранее ключевым фактор, сдерживавший выстраивание цепочки полного цикла продукции, - правила глобальной торговли ВТО. Санкции Европы и США против России привели к нарушению этих правил, в том числе к нарушению схем размещения отдельных узлов производственной цепочки. Теперь это новая реальность для многих отраслей промышленности в России, и производство ПК и ноутбуков не стало исключением. Сейчас рынок ПК и ноутбуков в нашей стране находится в состоянии падения в кроличью нору, глубину которой еще только предстоит выяснить. Но сомневаться в том, что российские производители не упустят своего шанса доминировать на внутреннем рынке при поддержке государства, не приходится. Производители в странах Азии, очевидно, заинтересованы в нашем рынке ПК и ноутбуков, иначе не было бы такой неопределенности с поставками комплектующих и готовых устройств по линиям прямого и параллельного импорта. Но и излишнего давления на рынок в России азиатские страны стремятся не оказывать, опасаясь аналога китайского экономического чуда.

    На данный момент цены на рынке ПК и ноутбуков в России практически вернулись к уровню начала 2022 года и в ближайшей перспективе останутся стабильными. Такой тренд может усилиться при условии дальнейшего укрепления национальной валюты, протекционной государственной политики и устранения сбоев в международной логистике.

    Поделиться