25.10.2022 11:02
Поделиться

Казанским бизнесменам рассказали, как работать на маркетплейсе

В столице Татарстана открылась первая в России школа продавцов маркетплейса Wildberries. В республике освоили новый тренд и теперь для развития e-commerce пытаются создать необходимую инфраструктуру.
По мнению Татьяны Бакальчук, проблемы не возникают ниоткуда.
По мнению Татьяны Бакальчук, проблемы не возникают ниоткуда. / Олег Платонов

Главой региона даже была поддержана программа развития электронной торговли на 2021-2022 годы.

- Когда мы начинали разрабатывать эту программу, через маркетплейсы в Татарстане торговал 321 предприниматель, - говорит уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев. - По итогам трех кварталов 2022 года количество наших продавцов выросло уже до 41 334.

Валенки в Америку

Про то, что предпринимателей нужно учить торговле в интернете, стало понятно сразу. Несколько лет назад один из ремесленников жаловался главе республики Рустаму Минниханову, что не может продать изготовленные валенки в Америку. Слишком забюрократизированная процедура попадания на электронные прилавки у западных гигантов.

- Когда в 2019 году я пришла к министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову с идеей обучать продавцов на маркетплейсах, инициативу подхватил только жадный до всего нового Татарстан, - вспоминает гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук. - И вполне логично, что школу мы открываем именно здесь, где в свое время открылся наш первый региональный склад, а республика является лидером в ПФО по количеству продавцов в нашей сети.

Компания уже инвестировала 5 млрд рублей в экономику республики, дала работу 7 тыс. человек. По словам Татьяны Бакальчук, в Зеленодольске, где находятся склады электронной корпорации, в большом количестве стали открываться салоны красоты и кафе. А это значит, у людей появились деньги на сферу услуг.

Не надо обманывать покупателей

Желающих освоить азы электронной торговли было немало: регистрация на бесплатные уроки продлилась всего три часа: больше мест не осталось. И помимо благодарности Татьяна Бакальчук получила письма с жалобами на особенности работы маркетплейса.

- Вокруг нас образовалось большое количество не совсем правильных бизнесов. Есть те, кто действительно помогает зайти людям на маркетплейс, но есть и такие, кто зарабатывает большие деньги, предоставляя абсолютно недостоверную информацию. К примеру, чтобы повысить заходы на страницу продавца, некоторые прибавляют одну букву к названию известного бренда. Но это же обман, -негодует владелица компании. - Мы с помощью искусственного интеллекта стараемся избавить клиентов от такого мусора. Учим правильно заполнять странички товаров, чтобы можно было привлекать людей по-честному. Не нужно писать, что платье подойдет для празднования Нового года, если оно предназначено для похода в магазин.

По словам Бакальчук, те претензии, которые ей передали казанские предприниматели, в компании уже все знают. Она сравнила работников технической службы с хирургом, который делает операцию на открытом сердце. Ни у кого нет возможности долго раздумывать, нужно оперативно принимать решение, потому что на том конце - тысячи клиентов.

Операция на открытом сердце

Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", почему же на ее компанию обрушивается столько хейта и негатива со стороны как покупателей, так и продавцов, Татьяна Бакальчук ответила: "Мы очень большие. Мы слишком хорошие и слишком правильные. За каждым успешным шагом стоит колоссальная работа. Мне кажется, что проблемы не возникают ниоткуда. Ты всегда ее чувствуешь заранее, знаешь, что где-то происходит не то, нужно просто вовремя среагировать".

Между тем первыми бесплатными уроками от Wildberries оказались довольны далеко не все. В зале находилось большое количество тех, кто уже реализует свою продукцию через маркетплейс и на себе испытал особенности работы с ним. Им уже не нужна информация про то, как правильно "упаковать" свой товар или заполнить страницу. Предпринимателей больше интересовали вопросы, почему служба поддержки игнорирует их претензии, почему, если клиент возвращает товар, то он приходит в испачканном виде.

- Мы продаем платья для мусульманок, естественно, так же принимаем и возврат. Почему девушки, принимая товар в пунктах выдачи, не проверяют его состояние? Было несколько случаев, когда нам приходила половина платья, - возмущалась одна из предпринимательниц.

Лектор с трудом уклонялась от сыпавшихся на нее со всех сторон претензий, обещая зафиксировать каждую жалобу.

- Мы же не единственные, кто сталкивается с подобными проблемами, это же системные ошибки, - не унимались бизнесмены. Однако постепенно страсти все же улеглись, и аудитория согласилась с фактом, что без маркетплейсов им уже вряд ли обойтись в своем бизнесе.