Кубачи уже несколько сотен лет являются центром декоративно-прикладного искусства Дагестана. Местные мастера с давних времен занимались художественной обработкой камня, дерева и металлов, бронзовым литьем, плетением кольчуг, золотной вышивкой, изготовлением холодного оружия. Кубачинские изделия не раз получали призы на мировых выставках. Некоторые хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира: Эрмитажа, Лувра, Музея Виктории и Альберта, Метрополитен-музея.
В 1924 году мастера основали художественную артель. В 1960-м ее преобразовали в Кубачинский художественный комбинат. Он стал своеобразным градообразующим предприятием для аула. В лучшие годы на нем работали до 800 человек, здесь выпускали до десяти тонн изделий из серебра в год. С развалом СССР на комбинате начались трудности, и сейчас он практически не функционирует. Все изделия златокузнецы изготавливают на дому.
Саид Ниналалов проработал директором Кубачинского художественного комбината 10 лет. Сейчас он пишет книги и служит исполнительным директором в региональной общественной организации "Народные художественные промыслы Дагестана". Он рассказал корреспонденту "РГ", что, несмотря на скачки цен на серебро, введение новых правил изготовления ювелирной продукции и торговли ею, жители аула сохраняют свои традиции.
- То, что мы делаем, я бы не назвал ремеслом. Это творчество, постоянный поиск новых форм, орнаментов, техник обработки драгоценного металла, - считает Ниналалов.
Ассортимент меняется в зависимости от спроса. 30-40 лет назад в ходу были золоченые подстаканники и браслеты, а рюмок и стопок изготавливали меньше. Авторские изделия - сервизы, кувшины, сабли и шашки - вообще выпускали в единичных экземплярах. Сейчас же в ювелирных магазинах страны очень широкий ассортимент - есть ведерки для шампанского из серебра с чернением и гравировкой, настольные письменные приборы из серебра с позолотой и эмалью, кинжалы со слоновой костью, браслеты с перегородчатой эмалью, стопки с гравировкой, столовые сервизы.
Однако непростая экономическая ситуация сказалась на традиционном укладе кубачинцев.
- Из-за последних изменений в законодательстве, касающихся ювелирного бизнеса, производство кубачинских изделий, конечно, сократится. Мастер-надомник не может содержать бухгалтера или сам заниматься всей требуемой документацией, у него нет средств и на то, чтобы приобрести оборудование для учета драгоценных металлов и изделий из них. Значительно производство начало снижаться еще в 2019 году, когда в очередной раз резко подорожали драгметаллы, тенденция сохранилась и в 2020-м, во время пандемии. Она наблюдается и сегодня, ведь многим людям сейчас не до подарков и украшений, - продолжает Ниналалов.
Имеет ли смысл возрождать Кубачинский художественный комбинат, который находится на стадии банкротства и чьи долги превышают 50 миллионов рублей? Если государство поддержит предприятие, то восстанавливать производство стоит, считает его бывший руководитель:
- Реанимировать комбинат при хорошей маркетинговой политике можно. Есть преференции, которыми он имеет право пользоваться. Но нужны современные управленцы и воля руководства республики, которое должно понимать важность сохранения бренда. В те годы, когда комбинат процветал, мастера после смены на предприятии работали на дому - гравировали, чеканили, клали чернь. Если возродить комбинат, то они смогут изготавливать изделия на основе давальческой схемы, то есть получая серебро с комбината. При этом организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются поставкой товара в магазины страны, смогут покупать продукцию напрямую на комбинате, не теряя прибыли, для них цена не изменится, - продолжает Ниналалов.
В советские годы кубачинская продукция продавалась в сотнях магазинов по всей стране. В последние десять лет активизировалась интернет-торговля. Однако важно не попасть на подделку, ведь под кубачинским брендом часто реализуют товар изготовители, не имеющие никакого отношения к знаменитому дагестанскому аулу.
- В сети много интернет-магазинов, владельцы некоторых заявляют, что представляют Кубачинский художественный комбинат. Но это неправда, предприятие за последние два года ничего не выпустило, - говорит Ниналалов.
Он считает, что такие выставки, как прошедшая в Махачкале, нужны для популяризации искусства златокузнецов. Кроме того, они помогают в поиске оптовых покупателей. Есть у них и еще одна задача - на выставках мастера обмениваются опытом, находят новые варианты форм и рисунков.
- Кубачинцы всегда выигрывали от того, что перенимали у других ювелиров техники, трансформировали их и создавали собственные. Например, до XIX века у нас не было эмальеров. Технике нанесения эмали кубачинцы учились в Ярославле. До последнего времени никто в Кубачи не занимался финифтью. Современные мастера научились изготавливать такие изделия у ювелиров Ростова Великого. Подобных примеров немало, - говорит Саид Ниналалов.
Рост туризма в Дагестане тоже сказался на продажах кубачинских изделий. По предварительным оценкам, наплыв отдыхающих помог увеличить рынок на десять процентов. Туристы во многом определяют, что именно производить мастерам, какие изделия пользуются повышенным спросом. В основном это товары средней ценовой категории.
- Я не думаю, что турист выложит за украшение 100 тысяч рублей, даже если оно ему очень понравится. Дорогие авторские работы покупают сами дагестанцы в качестве подарков. Туристы приобретают рюмки, стопки, браслеты, недорогие украшения, подковы. Штучные изделия на выставках служат больше для привлечения клиентов. Например, человек удивляется при виде серебряного самовара, украшенного эмалью, и затем покупает браслетик или колечко, - рассказывает Ниналалов.
Дорогие авторские работы тоже находят своего покупателя - в специализированных бутиках. Кроме того, украшения делают для конкретных заказчиков. У признанных мастеров есть свои ВИП-клиенты, которые заказывают подарки для высокопоставленных чиновников или друзей.
Кстати
На ярмарке "Кубачинское серебро" представители минтуризма Дагестана высказали идею открыть специализированный интернет-портал для популяризации народных промыслов республики. Хотя о нем говорили еще несколько лет назад, даже предлагали привлечь лучших региональных фотографов для создания качественного контента. Но пока идея так и не была воплощена. А кубачинцы и другие мастера народных художественных промыслов республики продолжают самостоятельно продвигать свою продукцию.