Показательный пример - производство газовых турбин большой мощности. Как рассказал директор инжинирингового центра одного их крупнейших энергомашиностроительных концернов Константин Савичев, в результате сотрудничества с иностранным партнером российская сторона полностью утратила компетенции в данной сфере. Высокотехнологичные узлы производились в Германии, а в Петербурге, по сути, осталась лишь сборка, "отверточное производство". И к санкционному запрету на поставки газовых турбин большой мощности энергетика Россия оказалась не готова. Разработки приходится начинать практически с нуля, а сотрудников для инжинирингового центра - набирать буквально по всей стране - в отсутствие спроса компетенции не растут. Соответственно, сейчас ситуация меняется.
- Нужно воспринимать современные реалии не только как вызовы, но и как возможности, - подчеркивает Савичев. - Отечественный рынок в настоящее время заблокирован для иностранных поставщиков, и это потенциал развития для отечественных производителей. Россия в состоянии нарастить мощности и все делать своими силами.
По оценкам эксперта, потребность рынка в газовых турбинах до 2050 года составит около 400 штук: "Это количество, которое необходимо заместить и поставить на новые проекты". Серийное производство планируется наладить к 2025 году.
Кстати, сейчас инжиниринговый центр, помимо турбин, планирует заниматься водородными двигателями, а также разработкой оборудования для солнечной и ветрогенерации. К примеру, энергетики будут делать установки, а одно из судостроительных предприятий Северной столицы, которое давно и успешно работает с композитными материалами, - лопасти.
- Многие советские разработки после закрытия и приостановки производств оказались утеряны в силу отсутствия преемственности поколений ученых, - привел еще одну причину отраслевой эксперт Виктор Лавриновский. - Сейчас благодаря энтузиазму молодых связи со старой школой укрепляются, чтобы больше опыт не терять, а сохранить.
Подобная ситуация - необходимость импортозамещения дает новый толчок инженерной мысли - наблюдается практически во всех отраслях производства. Все более актуальной становится такая форма организации, как концерн - финансово-промышленная группа компаний разных отраслей, которая за счет собственных ресурсов полностью закрывает свои потребности. Фактически это возвращение к советской модели предприятия полного цикла. Одна из петербургских компаний, начинавшая как разработчик радиоэлектронных систем и системный интегратор бортового радиоэлектронного оборудования, сегодня производит беспилотные летательные аппараты и суда различного назначения - полностью.
- Есть механическое производство, электроника, гальваника, широкая испытательная база, крупногабаритная сборка, - перечисляет исполнительный директор Иван Анцев. - Но всех этих разработок и нашей эффективности не было бы без нашего научного и кадрового потенциала, который мы развиваем собственными руками и благодаря нашим базам - у нас четыре научные кафедры в Петербурге, свой совет, аспирантура и своя внутрикорпоративная школа обучения, которая позволяет получить узкоспециализированный кадр в нужных областях.
При этом все эксперты сходятся во мнении, что ориентироваться необходимо на спрос и основные технологические направления: управление, медицину, энергетику, космос. А отрасли неизменно подтянут за собой обеспечивающие производства.
Подобная ситуация - и в области программного обеспечения. В этом году его ведущие производители отказались продолжать поставки в Россию своего оборудования и поддерживать обновление программного обеспечения. И нынешняя ситуация заставляет всерьез подойти к решению вопроса, о котором пока мало кто говорит.
Сможет ли сегодняшний выпускник вуза полноценно работать на предприятии с отечественным оборудованием и ПО?
- В начале 2000-х годов, когда компания Microsoft в России начала бороться за оплату лицензии на использование ее ПО, отечественные компании начали искать варианты уйти от таких расходов. Тогда у нас были разработаны и начали внедряться программы применения свободного программного обеспечения (СПО) в школьных курсах информатики, уже были планы использовать его в органах государственной власти и местного самоуправления. Но в тот момент Microsoft предложила оснащать школы, органы власти своим программным обеспечением - и все осталось по-прежнему, и фактически мы на десятилетие забыли об СПО, - рассказывает Александр Полонский, доцент ГУАП. - Проведенный мной анализ отечественного программного обеспечения, которое имеется сегодня на рынке, говорит о возможности полного и полноценного перехода на отечественное ПО. Его стоимость для учебных заведений минимальна либо лицензии предоставляются бесплатно. На мой взгляд, вполне логично пересмотреть программы обучения студентов. Однако вопросы формирования вузовского обучения достаточны инерционны, они подчиняются определенным госстандартам, которые готовятся годами. И для их изменения нужен как минимум четкий заказ от государства, и/или от будущих работодателей выпускников вуза.
Подготовила Инесса Суворова