В ходе специальной военной операции Азовское море фактически оказалось под полным суверенитетом нашей страны. Украина и Россия долгое время не могли урегулировать правовые вопросы, связанные с разделом его акватории. Теперь этого препятствия нет. Как изменение статуса Азовского моря отразится на его экологическом состоянии и биоресурсах, на развитии торгового судоходства и курортной сферы.
Эксперты утверждают, что экология Азовского моря улучшится, а туристическая отрасль получит дополнительные возможности для организации детского и взрослого отдыха и создания новых курортов. Сотрудничество без ограничений с освобожденными территориями оживит транспортную отрасль регионов и торговое судоходство, изменит перспективы рыболовства.
После Крымской весны 2014 года судоходство и добыча биологических ресурсов в Азовском море стали небезопасны. Погранслужба Украины задерживала суда, посетившие Крым, как нарушителей границы. К примеру, в 2016 году было захвачено танзанийское судно Sky Moon. Украинский суд признал экипаж, состоявший из граждан Сирии и Ливии, виновным в вывозе из Крыма трех тысяч тонн технической соды. А 25 марта 2018 года украинские пограничники действовали уже в духе запорожских казаков XVII столетия и в открытом море взяли на абордаж рыбацкое судно "Норд". Траулер с экипажем арестовали и направили в порт Бердянска. Для освобождения крымских рыбаков потребовались усилия дипломатического ведомства России.
Эти рейды привели к тому, что грузооборот в портах на Азовском море стал снижаться. К примеру, в 2021 году порт Бердянска сократил перевалку грузов на 24,6 процента, до 1,621 миллиона тонн. В Мариупольском морском порту грузооборот упал на 2,9 процента, до 6,306 миллиона тонн. Хотя в советские годы здесь принимали и отправляли до 17 миллионов тонн грузов.
С переходом Бердянска и Мариуполя под юрисдикцию России эксперты ожидают увеличения грузооборота. Особые надежды возлагают на Мариупольский порт, который имеет развитую инфраструктуру. Здесь могут бросить якорь суда длиной до 240 метров и осадкой 7,7 метра. Тяжеловесные, негабаритные грузы переносятся с помощью плавкранов грузоподъемностью 100 и 150 тонн.
- На причалах скопилось много груза, в основном это металл с завода имени Ильича и "Азовстали". Мы готовы отправлять и зерно, имеется терминал на 130 тысяч тонн, уголь и щебень. Принимать будем насыпные грузы, необходимые металлургической и строительной промышленности. Наличие ледокола и буксиров позволяет обеспечить круглогодичную навигацию. В этом году примем и отправим миллион тонн грузов, - сказал "РГ" директор мариупольского порта Павел Швацкий.
Несмотря на санкции, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна России не снизился. С января по август он составил 169,9 миллиона тонн. Больше всех прибавил Новороссийск, где грузооборот вырос на 4,4 процента, до 97,9 миллиона тонн, в Тамани прирост оказался 22,6 процента, или 28,4 миллиона тонн, в Туапсе - 13,6 миллиона тонн, в Ростове-на-Дону - девять миллионов тонн, в порту Кавказ - 9,2 миллиона тонн.
Небольшая глубина, обилие солнечных дней, мощные кормовые выносы Дона и Кубани, малая соленость сделали Азовское море рыбным раем. В середине прошлого века по зарыбленности оно в шесть раз превосходило Каспий, в 40 раз - Черное море и в 160 раз - Средиземное. При советской власти рыбу стали добывать промышленным способом: в 1936 году выловили 275 500 тонн, а в начале 1960-х годов - уже до 760 000 тонн. Однако рекордные уловы остались в прошлом.
На биологические запасы Азовского моря повлияли промышленные сбросы металлургического комбината имени Ильича и заводов "Азовсталь", "Азовмаш", "Маркохим". Свою лепту внесли и гидрологи Дона и Кубани, построив плотины, ограничившие приток свежей воды в Азовское море. В результате с 2001 по 2020 год российский улов колебался от 6,3 до 43,4 тысячи тонн рыбы в год. Однако самый мощный вред экологии нанесло политическое разделение акватории.
- Трудно представить, как можно регулировать биоресурсы моря, если у него несколько хозяев. Все усилия России в последнее десятилетие, предпринятые для восстановления популяции осетровых и иных пород, сводились на нет масштабным браконьерством Украины. Теперь появится возможность разводить белугу, стерлядь, осетра, сельдь, судака и другую рыбу в естественных условиях и пресекать деятельность браконьеров, - считает заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Подольская.
Браконьерский промысел со стороны Украины привел к видовому изменению биоресурсов.
- В Азовском море несколько лет работали три крупнотоннажных украинских судна тралами с горизонтальным раскрытием до 100 метров и вертикальным - 10 метров. И это в водоеме, где максимальная глубина редко превышает указанное вертикальное раскрытие трала. В общем, выгребали все подчистую, - отмечает доктор биологических наук, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН Павел Балыкин.
Теперь экологию и рыбные запасы Азовского моря защитят российские пограничники и ученые. Эксперты прогнозируют развитие таких отраслей, как выращивание деликатесных видов - осетров, форели, лососей, а также устриц и мидий. Перспективным направлением станет производство кормов для аквакультуры на основе отходов рыбопереработки, а также морских водорослей и другой белковой продукции.
Многие эксперты полагают, что Азовское море получит большие перспективы, в первую очередь, с точки зрения туризма.
- Климат на побережье Азовского моря мягкий по сравнению с Черноморским. Вода в нем менее жесткая и соленая, а донная грязь обладает лечебными свойствами. Богатая история Меотиды, как его называли древние греки, также формирует значительный потенциал для историко-культурного туризма. А природа может подарить незабываемые впечатления. Вот лишь одно из них: прибрежные воды по ночам светятся благодаря обитающим в них морским водорослям. И подобных привлекательных явлений и мест множество. В условиях ограничений на выезд за границу и дороговизны отдыха на зарубежных курортах рекреационная зона Азовского моря после надлежащего обновления будет востребована, - уверена Татьяна Подольская.
Для наращивания туристического потенциала в Таганроге началось строительство плавучего причала для пассажирских круизных судов. Первые теплоходы с туристами планируется принять уже в апреле 2023 года.
- Задача - восстановить водное сообщение между портами в акватории Азовского моря, которое всегда здесь было, - сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Сергей Назаров, заместитель главы Минэкономразвития РФ:
- Принятые в состав России новые регионы серьезно недофинансированы и требуют значительных инвестиций. Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области имеют диверсифицированную экономику, в том числе в тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, транспортной инфраструктуре и энергетике. Их валовый региональный продукт в течение пяти лет достигнет порядка трех триллионов рублей. Принятие новых регионов в состав России позволит обеспечить прирост в металлургии на 20 процентов, добыче угля - на шесть процентов, урожае зерна - свыше 10 процентов. Кроме того, здесь планируется создать свободную экономическую зону с преференциальным режимом по аналогии с Крымом и Севастополем.