Ограничения и вызовы не могли не отразиться на экономических показателях и доходных статьях бюджета. Нынешний главный финансовый документ - особенно сложный, он формируется на фоне специальной военной операции, необходимости восстанавливать и развивать ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, заявил депутатам министр финансов Антон Силуанов. Но разбалансированный федеральный бюджет представлял бы для российской экономики большую опасность, чем внешние санкции, убежден глава минфина.
В течение всего трехлетнего периода бюджет будет дефицитным: в 2023 году дефицит составит 2% ВВП, в 2024 году - 1,4% ВВП, а в 2025 году сократится на 0,7% ВВП. Основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования. "В целом объем заимствования в трехлетку составит порядка 3,5 трлн рублей. Мы активно начали использовать этот ресурс в текущем году и будем привлекать инвесторов", - сказал Силуанов. Если раньше большие объемы капитала уходили за границу, то сейчас они должны работать внутри РФ, подчеркнул он. При этом в документе предусмотрены средства на выполнение всех социальных обязательств, технологическую независимость России и развитие инфраструктуры, а также на обеспечение безопасности страны и боеготовности Вооруженных сил.
Проект бюджета предусматривает рост прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда (МРОТ) и зарплат бюджетников, а также индексацию пенсий, маткапитала, других соцвыплат. Так, маткапитал на первого ребенка составит 589,6 тыс. рублей, а на второго (если не получен на первого) - 779 тыс. рублей. В целом же в проекте федерального бюджета на 2023-2025 годы предусмотрено более 3,3 трлн рублей на поддержку нуждающихся семей с детьми. При этом объем "детского" бюджета в 2023 году вырастет по сравнению с 2022 годом почти на 1 трлн рублей.
"Проиндексированы все необходимые пособия. Будут увеличены выплаты в связи с ростом прожиточного минимума. А сам прожиточный минимум составит 14 275 рублей, - заявил Силуанов. - Также предусмотрено увеличении МРОТ - он составит 16 242 рубля. Это будет способствовать увеличению зарплаты 3,5 млн работников". Также предусмотрена в бюджете и индексация пенсий для 30 млн неработающих пенсионеров на 4,8%, или 1 тыс. рублей. "Мы сохраняем решения, которые ранее были приняты, о ежегодной индексации пенсий по тысяче рублей с учетом дополнительной индексации текущего года в июне на 10%, тоже в полном объеме учтены в бюджете. Таким образом, средняя страховая пенсия по старости в 2023 году составит 21 862 рубля", - сообщил Силуанов. Разумеется, предусмотрены необходимые ресурсы и для того, чтобы исполнить социальные гарантии для жителей новых территорий, заверил докладчик. В следующей трехлетку планируется рост расходов на образование, в 2023 году будет выделено более 5,5 трлн рублей, что выше, чем в 2022 году.
Силуанов также заявил о выделении на современные технологии и технологическую независимость с 2023 года более 1,7 трлн рублей. По его словам, средства будут направлены на создание современной научно-производственной базы по ключевым направлениям импортозамещения. Более 400 млрд ежегодно предусмотрено на поддержку АПК.
По традиции дискуссия по бюджету в основном состояла из предложений по увеличению расходов. Силуанов, реагируя на эти предложения, заявил, что идеи о наращивании бюджетных трат за счет использования дополнительных налоговых поступлений, увеличения налогов приведут к росту инфляции. Отвечая на вопрос о поддержке малого бизнеса, он напомнил о льготных кредитных ставках. Кроме того, у малого бизнеса возникают новые возможности на фоне ухода иностранного бизнеса из России, уверен министр.
На заседании выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. "Мы оцениваем этот бюджет как очень серьезный по расходам, который на 4 трлн больше, чем был в обычном порядке", - подчеркнул он. Качество выполнения всех запланированных целей зависит от качества государственных программ и эффективности их исполнения, добавил он. "Планируется 50 госпрограмм на сумму 20,6 трлн рублей. В некоторых программах финансирование существенно выросло, например социальная поддержка граждан - на 30%, развитие здравоохранения - на 20%, обеспечение доступным жильем - на 21%", - отметил глава Счетной палаты. По оценке ведомства, бюджет основан на реалистичных показателях. "Вместе с тем есть некоторые показатели, по которым у нас есть замечания. Например, оптимистичный вариант экспорта, импорта, который заложен в бюджет, ослабление курса, - сказал Кудрин. - В соответствии с этим несколько более оптимистичные оценки доходов требуют дополнительного внимания".
Проект бюджета страны на 2023-2025 годы отличается от всех предыдущих - он принимается в ситуации с вызовами, с которыми страна сталкивается впервые, заявил в свою очередь председатель Госдумы Вячеслав Володин. "С одной стороны, беспрецедентное давление санкций, блокада, с другой - проведение специальной военной операции, - напомнил спикер. - Все это накладывает определенный отпечаток, и мы с вами должны понимать, что бюджет сегодня - это обязательства страны перед нашими гражданами, они должны быть выполнены". По его словам, речь о решениях, "которые в ситуации крайне сложной должны обеспечить развитие экономики, реализацию социальных проектов, инфраструктурных проектов". Спикер уверен, что в приоритетном порядке предстоит решать вопросы обеспечения солдат, офицеров их семей и финансировать задачи специальной военной операции в целом.
В планах Госдумы - учесть большинство предложений, которые поступают от депутатов, рассказал Володин. Нашедшие поддержку фракций инициативы будут зафиксированы в постановлении при принятии бюджета, а затем найдут свое решение. Ведь закон о бюджете - не догма. Одна из таких тем, на которых будут настаивать депутаты, - федеральное правительство должно выделить дополнительные средства для поддержки приграничных регионов страны. На сегодняшний день на поддержку рассчитывают 10 регионов, но список этот должен быть существенно расширен с учетом нынешней ситуации со СВО, заявил Володин. Также председатель Госдумы поручил профильным комитетам проработать вопросы поддержки военных городков и госпиталей. В частности, по его словам, депутатам следует изучить ситуацию и найти возможность помочь закрытым военным городкам, на которые не распространяется ряд государственных программ.
Все комитеты Госдумы, а также фракции "Единая Россия", ЛДПР и "Новые люди" поддержали принятие внесенного правительством РФ документа, против выступили лишь фракции КПРФ и "Справедливая Россия - За правду". "Мы можем твердо сказать: все приоритеты бюджета финансово обеспечены, а социальные гарантии будут выполнены полностью независимо от обстановки в мире", - сказал глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ("Единая Россия"). Он выразил сожаление, что "люди услышат много лжи по поводу проекта бюджета", и указал на политические манипуляции вокруг главного финансового документа страны.
"Мы, как никогда, тесно работали с правительством, федеральными ведомствами по подготовке проекта бюджета и считаем, что в сегодняшних условиях он сбалансирован, он отвечает интересам страны", - сказал в свою очередь руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий. Вместе с тем у фракции, по его словам, есть ряд вопросов. "Мы считаем, что необходимо поднимать расходы на медицину, на здравоохранение. И что необходимо качественно больше средств выделять на ремонт и содержание дорог", - пояснил он.
Очень важно, что в этом бюджете сохранены все социальные расходы, все выплаты, повышаются пенсии, повышаются другие расходы, которые заложены в бюджете, заявил первый замглавы фракции "Новые люди", вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Но фракция собрала около ста предложений, как сделать бюджет более эффективным, и представит их ко второму чтению. В первую очередь это касается госзакупок и больших инфраструктурных проектов.
В КПРФ и СРЗП проект бюджета не поддерживают. "Я не понимаю логику тех, кто готовил такой финансовый документ", - заявил журналистам лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его мнению, "главная проблема, что этот бюджет абсолютно оторван от интересов трудящихся нашей страны". "Позиция нашей фракции жесткая и принципиальная: мы будем голосовать против", - заявил и лидер СРЗП Сергей Миронов. По его оценке, мало внимания уделено специальной военной операции, борьбе с санкциями. Например, по словам Миронова, на национальную оборону в 2023 году финансирование увеличивается лишь на 300 миллиардов рублей, в 2024 году возвращается к показателю 2022 года, а затем, уже в 2025 году, "вообще сокращается".