Китайская компания Cosco Shipping может получить 35 процентов акций терминала Толлерорт в Гамбурге. Соответствующее соглашение было подписано еще в сентябре 2021 года, и теперь его реализация вновь в центре дискуссий. К концу октября немецкая сторона должна дать окончательный ответ по поводу продажи доли в терминале. Однако вопреки уверениям канцлера Олафа Шольца правительство Германии весьма резко настроено против этой инициативы. Главное опасение: не попадет ли в руки Китайской Народной Республики критическая инфраструктура Германии и не окажется ли Германия в зависимости от Пекина на мировой арене.
Почему же еще год назад продажа 35 процентов акций терминала китайской компании не вызывала вопросов у немецкого правительства? По данным немецкого логистического предприятия HHLA, около 30 процентов контейнерных грузов, обрабатываемых в Гамбурге, поступают из Китая или отправляются в КНР. Ожидалось, что инвестиции Cosco в определенной степени укрепят роль Гамбурга в торговле между Китаем и Европой, особенно если брать в расчет, что компания Cosco претендует на роль крупнейшей судоходной компанией в мире.
Одним из веских аргументов в пользу сделки являлось и то, что без китайских инвестиций Гамбург окажется в невыгодном положении по сравнению с более крупными, уже частично принадлежащими Китаю соседями по Северному морю - Роттердамом и Антверпеном. Если же сделка будет заблокирована, китайские суда могут прекратить использовать Гамбург и вместо этого швартоваться в других европейских портах, что приведет к огромным потерям для местного бизнеса, о чем предупредил мэр Гамбурга Петер Ченчер.
Но немецким политикам сейчас не до экономических расчетов. Политический дискурс управляет решениями правительства ФРГ. "Мы не должны повторять ошибок прошлого и снова становиться настолько зависимыми от страны, чтобы она могла шантажировать нас", - заявила агентству DPA лидер партии "Зеленых" в Бундестаге Рикарда Ланг. Ее поддержали и другие представители партии "Зеленых", а также партнеры по коалиции из Свободно-демократической партии. Генеральный секретарь СвДП Бижан Джир-Сарай подчеркнул: хотя Китай и является важным торговым партнером, но он же представляет и системного противника, что должно в первую очередь определять политику страны в отношении КНР.
Со своей стороны администрация города Гамбург утверждает, что терминал Толлерорт не является объектом критически важной инфраструктуры, указав на то, что земля, на которой построен Гамбургский порт, находится в государственной собственности, а порт - в ведении городского управления порта Гамбурга.
Представитель логистической компании HHLA Ханс-Йорген Хаймс также отметил, что в случае завершения сделки Cosco не будет иметь доступа, например, к внутренним ИТ-системам и не будет владеть немецкой землей.
Как читает Цуй Хунцзянь, директор департамента европейских исследований Китайского института международных исследований, противодействие со стороны немецких законодателей в отношении коммерческой сделки является не чем иным, как результатом соображений "политкорректности". Именно ею все чаще руководствуются не только немецкие, но и в целом европейские политики, когда речь заходит о чем-либо, связанном с Китаем.