- Мы столкнулись с новыми вызовами, которые являются плодами целенаправленного воздействия на человеческую природу и человеческую личность, сказал Патриарх, выступая против идей "трансгуманизма", агрессивно продавливающих принципиально иной взгляд на человека и отрицающих тысячелетние представления о нем.
По мнению Патриарха, это учение с новой силой задает нам вопрос: что есть человек? И несмотря на библейский ответ: человек - это тот, о ком заботится Бог, - современный человек вынужден жить в секулярном мире, где религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию жизни. Идея создания секулярного общества составляет один из важнейших базовых принципов новой западноевропейской и вообще западной культуры, считает Патриарх. Термин атеизм хоть и скомпрометирован в советское время коммунистической идеологией, но на самом деле речь снова идет именно об атеизме. И как следствие начинаются запреты и на индивидуальное проявление религиозности в обществе.
Патриарх также подчеркнул, что сегодня процесс секуляризации связан с другим, не менее значимым для жизни всего человечества процессом - глобализацией. И речь не просто о вестернизации нашей культуры, но о куда более сложном процессе.
- Для идеологов глобализации весь мир предстает ареной для приобретения денег, единым рынком, функционирующим в рамках общих правил. Следствием этого является, в частности, активное использование экономически развитыми, обеспеченными странами ресурсов бедных стран. Во многих случаях это не только природные, но и интеллектуальные ресурсы, говорит Патриарх, подчеркивая, что глобализация неизбежно становится источником роста доходов одних и снижения уровня жизни других, еще большего расслоения народов, еще большей дистанции между богатыми и бедными. Поэтому сейчас активно обсуждается тема "пределов глобализации". Глобализованный мир, называемый также однополярным, в последнее время наблюдает обратный процесс в своем развитии; все ярче и отчетливее проявляются тенденции к многополярности и многовекторности.
С точки же зрения христианской эсхатологии глобальный универсализм - условие появления того, кто будет претендовать на глобальную власть, и с чьим именем связан конец света, напомнил Патриарх.
Глобализм не может развиваться в условиях доминирования традиционного мышления и высокой роли религий в жизни народов. Безусловной помехой глобалистским процессам является Церковь, просто в силу своей природы свидетельствующая о вертикальной шкале ценностей, о различении добра и зла. "Узкий", трудный тернистый путь церковного спасения требует от нас открытого свидетельства об Истине, невзирая на давление со стороны внешних сил, в том числе глобалистских. "От того, насколько твердо мы с вами будем стоять в Истине, зависит будущее нашей страны, народа, а в глобальном плане и будущее человеческой цивилизации", - заключил Патриарх.