- Замир, какую роль в вашей творческой карьере сыграла российская школа кинематографа?
Замир Эралиев: Самую главную в моей судьбе. Горжусь тем, что я ученик великого мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова. В честь него в Кыргызстане названа одна из горных вершин. С ним меня связывали учеба, работа и искренняя дружба. Я много раз бывал у него дома, и мы даже стряпали с ним его любимые пельмени. Они известны как "герасимовские" даже в Париже. Сергей Герасимов для меня - камертон жизни, который до сегодняшнего дня мне дает силы работать. В 1982 году вышла книга о его деятельности в кинематографе. Он подписал мне один экземпляр: "Другу и соратнику на добрый путь в кино".
Со мной учились Борис Токарев, Лариса Удовиченко, Юрий Зяблицев, Николай Спириденко, Виталий Фетисов, Зураб Кипшидзе. В общем, много интересных ребят. Некоторым из них, к сожалению, судьба отвела слишком мало времени, и они ушли в расцвете сил.
После ВГИКа я шесть месяцев был на практике у Андрея Кончаловского. Он снимал в тот период свою знаменитую "Сибириаду". Там я впервые увидел и понял, что значит для режиссера внутренняя собранность и готовность к любой ситуации на съемочной площадке.
- Среди ваших работ есть игровые и документальные фильмы, а также телепередачи. Кроме того, вы сами пишете сценарии. А все-таки какой жанр вам ближе и почему?
Замирбек Эралиев: Мне все одинаково нравится, и дается легко. Хотя, должен признаться, в роли телеведущего себя никогда не представлял. Однако так случилось, что я им все же стал. Виной тому случай.
Меня в качестве гостя довольно часто приглашала в свою телепрограмму "Клуб киноновинок" популярная в свое время тележурналист Елена Курило. Однажды, кажется году в 1985-м или 1986-м, она позвонила с просьбой заменить ее в студии. Елена заболела, и ее положили в больницу. Честно говоря, я растерялся. Лицо у меня не телегеничное, да и опыта не было, но она все же уговорила, и я согласился. Спросил, когда надо провести программу, и был просто ошарашен ответом. Она сказала, что завтра, и объяснила по телефону, что надо говорить.
Накануне вечером я за несколько часов для себя написал нечто вроде сценария. На следующий день был прямой эфир. Он длился целый час. После Елена позвонила, поздравила и сказала, что все прошло замечательно. Вот так я и стал ведущим. Потом сделал много передач о странах, в которых побывал. Однако со временем мне стало неинтересно просто быть рассказчиком. Другое дело кинематограф. Здесь важно понять судьбу человека, его поступки, раскрыть характер. Не каждый это сумеет.
- В 1995 году вы одним из первых попробовали себя в политическом кинематографе, сняв сразу два фильма - "Кресло президента" и "Магнетизм власти". Не хотите вернуться к этому жанру?
Замир Эралиев: Для того чтобы снимать в жанре документального политического кинематографа, нужна колоссальная подготовительная работа. И самое главное - твердое решение идти к цели. Возможности есть, дело за персонажами.
- В свое время вы сняли документальный фильм об Алайской царице. Позже, когда начались съемки уже художественной ленты"Курманжан Датка", вы выступили с острой ее критикой. Почему?
Замир Эралиев: Я возглавлял киноконцерн "Кыргызкино", когда ко мне обратилась известный общественный деятель Жылдызкан Джолдошева с идей снимать художественный фильм об Алайской царице. Я поддержал Джолдошеву и предложил снять три картины - "Курманжан Датка", "Курманбек" и фильм по произведению известного кыргызского писателя Тологона Касымбекова "Сломанный меч". Однако в то время киноконцерн был ограничен в средствах.
Решили вернуть на одной из них - "Курманжан Датка". Я обратился за поддержкой к бывшему в то время президентом страны Курманбеку Бакиеву. Он обещал помочь, но, видимо, что-то помешало, потом произошло реформирование самой структуры "Кыргызкино", и проекты свернулись. В мае 2009 года меня пригласил к себе, будучи в то время министром культуры Кыргызстана, Султан Раев и предложил снять документальный фильм "Курманжан Датка". Я поинтересовался, кому еще был предложен этот проект. Оказалось, что многим, в том числе и Болоту Шамшиеву, но все отказались без объяснения причин. Работа сложная. Мало документов, почти нет фотографий и других материалов. А ведь они основа картины. Конечно, в таких условиях снимать документальный фильм очень трудно. И все же я решил рискнуть. Тем более, что мне пообещали сьемки художественной ленты на ту же тему.
Я готовился к съемкам год. Изучал историю Кокандского ханства, роль кыргызских родов, какое влияние и где они имели. Тесно работал с выдающимися нашими историками, такими, как Владимир Плоских и Ташманбет Кененсариев, которые открыли мне факты, о которых я раньше не знал. Когда же я начал сьемки, узнал, что параллельно со мной к работе уже над художественным фильмом приступил режиссер Садык Шер-Нияз. Для меня это было предательским ударом в спину. Мне очень хотелось свернуть работу над своей лентой, но меня уговорили все же ее закончить. Признаюсь, сделал это скрепя сердце.
А по поводу критики художественной ленты, то с ней выступал не только я. Никакого криминала в моих замечаниях нет. С моей точки зрения, работа, конечно, проделана грандиозная, но фильму не хватило драматургии, совершенно отсутствует жизнеописание Курманжан Датки. Да не обидятся на меня авторы, но в картине нет того, за что зритель должен переживать и от чего может заплакать. Например, есть сцена, когда молодой человек на лошади скачет за юной Курманжан. Я спросил актера, зачем он погнался за девушкой. Тот ответил, что так велел режиссер. Но ведь это неправильно. В кадре надо не просто сниматься, а жить жизнью своего персонажа, думать как он.
- В последние годы в Кыргызстане производство фильмов поставлено на поток. Максимум за полгода снимается полнометражная картина. Сказывается ли такая поспешность на качестве самих кинолент?
Замир Эралиев: Вопрос не во времени, а в подготовке к работе. Можно снять шедевр за три месяца, а можно за год никчемную картину. Помню, как я работал с Георгием Данелия на съемках фильма "Кин-дза-дза". Вы не представляете, сколько было затрачено нервов. Хоть и готовились к работе долго, все равно что-то да случалось. Декорацию "Корабль в песках" разнесло ураганом, "подземны пепелац" кто то сжег, ракета, которую сделали в КБ авационного завода при запуске взорвалась. Однако у Григория Николаевича была внутренняя подготовка. То есть даже если случался какой-то казус, у него всегда имелся план "Б".
Многое также зависит от сюжета, игры актеров, сценария. Увы, к сожалению, сегодня в кыргызском кинематографе всего этого очень недостает. Важна и техническая оснащенность. В свое время, когда я еще работал в концерне "Кыргызкино", мы приобрели камеру такой же модели, какая была у режиссера Джорджа Лукаса, когда он снимал свои "Звездные войны". В начале двухтысячных мы снимали аппаратурой с очень низким разрешением, что, разумеется, сказывалось на качестве изображения. Слава богу, у нас сейчас появились современные цифровые кинокамеры.
- Вы сетуете на то, что в кинематографе осталось мало профессионалов, но с момента развала СССР прошло больше 30 лет. Разве это достаточный срок, чтобы вырастить целое поколение талантов?
Замир Эралиев: Может, на меня кто-то обидится, но я не могу не высказаться по этому поводу. Вот взять, к примеру, наш институт искусств имени Бюбюсары Бейшеналиевой. Как самостоятельный вуз он выпускает специалистов более четверти века. Но я не могу сегодня назвать ни одной фамилии, которую бы узнавала обычная публика даже в Кыргызстане, не то, что за рубежом. Однако педагоги здесь не причем.
Для подготовки специалистов нужна мощная материальная база. Например, когда я учился во ВГИКе, у вуза были павильоны, оборудование. У нас этого нет.
Еще один важный момент. В фильме должны участвовать известные актеры. Тогда фильм будет узнаваемым. Я, к примеру, снимал картину по рассказу Василия Шукшина "Случай в ресторане" с Юрием Катин-Ярцевым и Вадимом Спиридоновым в главных ролях.
Мне могут возразить. Дескать, многое зависит от финансов. А как же фильмы, которые снимались во время Великой Отечественной войны? Страна голодала, а новые картины выходили на экран.