Так, если не впадать в эйфорию и ложный пафос, можно суммировать главное, что решились показать и рассказать журналистам в минувший понедельник в ФИАН - Физическом институте имени П.Н. Лебедева, что на Ленинском проспекте в Москве.
Об этой практической разработке известного академического института, где занимались преимущественно теоретическими исследованиями (напомним: шестеро сотрудников ФИАН в разные годы удостоены Нобелевской премии по физике), заговорили после того, как в марте 2022 года на президиуме РАН был представлен доклад "Создание российского производства магнитно-резонансных томографов для высокоточной медицинской диагностики на основе уникальной отечественной разработки".
В том обсуждении, о котором мы подробно рассказывали ("Как преодолеть зависимость от импорта в критических областях экономики". - "РГ", 05.04.2022), наряду с учеными-физиками, разработчиками важнейшего диагностического аппарата, участвовали их коллеги из отделения медицинских наук РАН, в том числе врачи-практики, руководители крупных медицинских центров. А еще - ключевые лица из минздрава и проявившие интерес индустриальные партнеры (холдинг "Швабе" Госкорпорации "Ростех" и дочерняя структура "Росатома" компания "Русатом Хэлскеа").
Казалось бы, лед тронулся, прорывные идеи российских ученых в области гражданских применений пошли наконец туда, где их ждут. И где они с учетом санкционного запрета на импорт в Россию высокотехнологического оборудования становятся не просто востребованными, а жизненно необходимыми. Однако на деле, увы, как в известной русской поговорке: скоро сказка сказывается...
На вопрос о том, когда в медицинских учреждениях могут появиться отечественные МРТ, в марте-апреле 2022 года разработчики отвечали: через год-полтора. Это время, по словам доктора физматнаук Евгения Демихова (он с 2008 года ведет в ФИАН проект российского МРТ), потребуется "на доводки прибора", после чего "можно начинать серийный выпуск".
Полгода спустя, 24 октября, при демонстрации уже собранного аппарата МРТ4.1, тот же Евгений Демихов сказал, что для запуска в серию потребуется как минимум три года. А директор ФИАН - член-корреспондент РАН Николай Колачевский в интервью порталу "Научная Россия" решил еще больше подстраховаться. Чтобы найти достаточные источники финансирования, подобрать производственные площадки, доработать отечественное ПО и найти замену той микроэлектронике, что закупалась по импорту, уйдет от трех до пяти лет. А кроме того, потребуется сертификация инновационной установки как медицинского прибора со всеми предшествующими испытаниями на подтверждение ее эффективности и безопасности.
Сейчас на мировом рынке МРТ, где доминируют General Electric, Siemens, Philips, Toshiba и подтягивается Hitachi, преобладают установки с магнитным полем в 3 тесла - их примерно 75 процентов. Около четверти - это аппараты в 1,5 Тл, и разработка ФИАН именно в этом мощностном диапазоне. При более высоком магнитном поле удается получить более четкое изображние. "Но и МРТ с полем 1,5 тесла дают пространственное разрешение 0,5 мм, что позволяет диагностировать большую часть всех патологий", - уточняет Евгений Демихов.
Как стало понятно из его ответов на другие вопросы, руководство ФИАН и сами авторы ноу-хау в проекте российского МРТ адекватно воспринимают ситуацию с интеллектуальной собственностью на разработку и готовы к законному делегированию части этих прав в пользу индустриальных партнеров, которые сейчас оценивают перспективы и свои возможности в этом проекте.
Еще один важный момент, по словам директора института, "сугубо организационный" - он связан с созданием научно-производственной кооперации, определением источников финансирования и гарантиями от потребителей, что такой аппарат будут закупать.
- Уже сегодня нужен гарантированный потребитель, - заявил Николай Колачевский. - Хотя бы на первые пять установок...
В унисон с директором ФИАН о гарантиях закупки дорогостоящего медицинского оборудования, что создается или будет создаваться по программам импортозамещения, говорил и глава "Росатома" Алексей Лихачев, представляя такие разработки на совещании с участием вице-премьера Татьяны Голиковой и министра здравоохранения Михаила Мурашко.
- Необходим гарантированный спрос на наши перспективные разработки со стороны медицинских учреждений. Считаем целесообразным создание единой системы закупок, которая позволит нам планировать будущее производство, - сказал Лихачев. - Нам нужен план на 5-7 лет вперед для того, чтобы расширить производство, укрепить его материальную базу.