Один из учеников школы выложил в соцсети видео произошедшего. На нем педагог со словами "За маму! За папу!" подставляет к губам подростка флакон моющего средства. Мальчишка особо не сопротивляется. "Наказание" длится несколько секунд и завершается тем, что восьмиклассник поспешно склоняется к раковине.
На ролик сразу отреагировали кубанские власти. Как рассказали в управлении образования Отрадненского района, все началось с того, что учитель русского языка и литературы услышала мат в коридоре. Выяснив, кто этот юный сквернослов, она в присутствии других учеников решила рассказать ему историю о писателе Хемингуэе, которого за нецензурные слова мать заставляла мыть рот с мылом.
- В шуточной форме учитель предложила ученику сделать то же самое, и тот согласился, - пояснили в оперштабе Кубани. - Учитель уволена по собственному желанию седьмого октября, директор освобождена от занимаемой должности с 10 октября. Родители ребенка претензий к школе не имеют, просят дальнейших проверок не проводить, уголовное дело в отношении педагога не возбуждать.
Однако сотрудники прокуратуры в этом вопросе заняли иную позицию: в отношении учительницы сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 156 УК РФ ("Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего"). В данном конфликте правоохранители усмотрели проявление непедагогических мер воздействия.
К сожалению, встретиться с героями этой истории не удалось. Уволенная 71-летняя директор, которая, между прочим, начинала свой профессиональный путь в школе N 17 еще в далеком 1969 году в качестве пионервожатой, отказалась давать какие-либо комментарии. В районном управлении образования в телефонном разговоре с корреспондентом "РГ" вообще удивились вниманию к инциденту, ведь вроде виноватые выявлены и быстро понесли наказание. Чего вы еще хотите?
Сотрудников прокуратуры можно понять: они действуют в рамках своих формальных обязанностей. У жителей станицы Отрадная своя правда. Люди возмущены увольнением двух уважаемых педагогов. "Они всю жизнь проработали в школе, вкладывали душу в наших детей", - говорят отрадненцы. Интересно, а как бы оценили сотрудники надзорного ведомства методы классика советской педагогики Антона Макаренко, который тоже особо не церемонился с трудными подростками. А может кто-то забыл, что публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству и подлежит административному наказанию. Или, может быть, хамское отношение ученика к педагогу - это так, пустячок? Так рассуждают местные жители и с этим не поспоришь.
К сожалению, права учителей в разрешении конфликтов с детьми уже давно никого не интересуют: до последнего времени в Законе об образовании прочно жил рыночный термин "образовательная услуга", сводя статус современного педагога к "исполнителю". Может быть, отказ от Болонской системы выправит эту ситуацию. Ведь нужда в воспитании и просвещении подрастающего поколения никуда не пропала. И неформальные подходы здесь тоже уместны, если они дают положительный результат и не нарушают УК.
- Мой первый тренер в приказном порядке заставлял носить на тренировку вместе с боксерскими перчатками зубную пасту и щетку, - вспоминает журналист "Российской газеты" Андрей Полынский. - Как услышит от кого-нибудь из учеников матюки - отправляет к раковине, приговаривая: "После таких слов зубы чистить нужно, чтобы изо рта не воняло". Вот с тех пор и не матерюсь.
Кубанская история с мылом наделала шуму и всколыхнула старую проблему. Но как и кому отучать подростка от хамства, если учитель поставлен в такие условия, когда "шаг в сторону - расстрел"?
- Приходится констатировать, что все эффективные в данном случае методы педагогического воздействия преследуются уголовным кодексом, - отмечает в беседе с "РГ" доктор биологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии КубГУ Александр Шпаков. - Мы утеряли культуру телесных наказаний, хотя, например, сегодня в британских престижных частных школах родители подписывают соглашения о том, что не против применения порок к их чадам.
Шпаков подчеркивает: сквернословие - отражение нашего внутреннего духовного и нравственного состояния. И никакой Америки он здесь не открывает. Зри в корень, как говорили наши предки. По словарю Даля, скверна - это "все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление". Если таков внутренний мир человека, то какой же жуткий мир вокруг себя он построит. А потом мы удивляемся росту преступности, в том числе и детской жестокости.
О том, что борьба с "фальцетной матерщиной" в школах - не праздный вопрос, говорит тот факт, что учительские форумы так и пестрят подобными темами. Классные руководители из разных городов признаются: бранные словечки не редкость даже у ребят начальной школы. И дают советы: вести уроки под диктофонную запись (в случае нецензурного происшествия огласить его на родительском собрании), давать ученикам за мат задания, например придумать десять литературных синонимов за одно ругательное словечко, а если нарушений несколько, то будь добр, пиши эссе, иначе двойка. Это тоже приносит свои плоды.
- А самая действенная защита от этой скверны для наших детей - не материться самим родителям, - резюмирует Александр Шпаков. - Лучшая педагогика - личный пример.