Воронежцы увидят персонажей из легендарных кукольных спектаклей

Персональная выставка художника Александра Ечеина открылась в Воронежском театре кукол. В небольшом фойе на втором этаже поместились десятки сказочных героев из дерева, папье-маше и поролона, хитроумные декорации, забавные наброски к постановкам прошлых лет. Рассмотреть их зрители смогут до 20 декабря.
Работы  Александра Ечеина храняться в Центральном театральном музее (Москва) и в частных коллекциях многих стран.
Работы Александра Ечеина храняться в Центральном театральном музее (Москва) и в частных коллекциях многих стран. / Арик Киланянц

Ечеин - штатный художник-постановщик воронежского (а ранее - челябинского) театра, член Международного союза кукольников - за свою творческую жизнь оформил более 70 постановок. Одни уже стали достоянием истории, другие идут на сцене до сих пор. Зрители постарше помнят "Процесс над Жанной д.Арк" или "Хитроумного Идальго", малыши переживают за Али-Бабу... Некоторые работы делались на Урале, откуда часть артистов и постановщиков во главе со знаменитым режиссером Валерием Вольховским перебралась в Воронеж. Так, эскизы к спектаклю "Али-Баба и 40 разбойников" были нарисованы в 1986 году в Челябинске. Там спектакль не встретил большого отклика у публики. Зато обновленная версия постановки, вышедшая уже в столице Черноземья спустя 10 лет, стоит в репертуаре до сих пор.

На выставке можно с близкого расстояния рассмотреть персонажей из 15 постановок (с 1986 по 2020 год) и более семи десятков эскизов, через которые мастер искал характеры героев. У Ечеина очень мягкий, добрый стиль - даже жабы и отпетые разбойники не выглядят пугающе.

- В театре кукол злой человек не должен работать в принципе, - уверен художник. - Это уникальная профессия, с ней надо родиться. Я вырос в театре кукол, так что сам Бог велел этим заниматься. Это как попасть под трамвай - упал один раз, и все. Конечно, у меня, как у любого художника, есть свои штампы, я их знаю и стараюсь открывать для себя новый театр, новые стили. Единственное, чего я не допускаю, - срисовывание с чужих картинок, с книжек. Для некоторых спектаклей приходится особенным образом готовиться, погружаться в культуру других стран - допустим, в Средней Азии, Китае, Японии очень интересные и глубокие традиции.

Куклы сложно хранить дольше 30 лет: папье-маше могут проесть мыши или жучки, поролон рассыпается... Тем ценнее герои-долгожители. Работы заслуженного художника России Александра Ечеина хранятся в Центральном театральном музее имени А. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях в нашей стране и Европе, Канаде, Китае и США.

- Раньше мы регулярно делали совместные выставки, например, с другим художником нашего театра Еленой Луценко. Теперь решили выступать по одному. Обновлять экспозицию в фойе планируем раз в квартал. Может быть, покажем не только эскизы и кукол, но и просто свою графику - я, например, занимаюсь акварелью. Надеемся, что выставки будут интересны не только маленьким, но и взрослым зрителям, - добавил Ечеин.