В программе этого года организаторам (Самарское отделение Союза кинематографистов РФ и студия "Волга-фильм") удалось собрать блок из 24 фильмов, это работы режиссеров Германии, Франции, Армении, Ирана, Беларуси и Казахстана.
За свою уже взрослую 27-летнюю историю детский фестиваль освоился не только в школах (а именно там шли первые показы, когда в лихие 1990-е кинотеатры были превращены в магазины), но и в современных киноплексах. К фильмам, снятым взрослыми, добавились ленты, сделанные юными. В программе "Кино снимаем сами!" в этом году участвуют 21 игровой, 3 документальных и 8 анимационных картин, которые создали дети. Но это вовсе не опыты одиночек "на коленке", а коллективный труд детских студий. И когда взрослое жюри, а в этом году его возглавит член Союза кинематографистов РФ Вера Кузнецова, смотрит такие работы, особенно анимацию, нередко можно услышать: "Мы бы до такого не додумались!". Последние два года значительную часть конкурсной программы фестиваль "Кино - детям", а также диспуты и творческие встречи транслировал в онлайне. В этом году организаторы постараются совместить технологии и "роскошь человеческого общения", ведь именно такой синтез позволяет не только сохранить "в цифре" все лучшие моменты праздника, но и многократно расширить как зрительскую аудиторию, так и состав участников.
В списке гостей нынешнего праздника традиционно много звездных имен режиссеров, актеров, продюсеров. Среди них - Виктор Васильев, Гуж Тадевосян, Хельга Эфре, Олег Штром, Владислав Абашин, Вадим Цаликов... С каждым можно сфотографироваться и поговорить о главном. "Какое кино вы считаете по-настоящему детским?" - вопрос на засыпку. "Хорошее, хорошее и еще раз хорошее", - убеждены творцы, хотя тут же уточняют, что денег на создание таких лент катастрофически не хватает. Плюс - проблемы с прокатом... И только благодаря таким вот подвижническим фестивалям, как самарский, у кинематографистов есть возможность раз в год дойти до своего зрителя.
Год от года в числе тех, кто фестиваль организует и представляет на нем свои работы, все больше детей. И это хорошие приметы, значит, он стал не только востребованной культурной площадкой, но и профессиональной школой для молодежи, воспитывая своих культурологов, журналистов, кинодеятелей.
В этот раз среди гостей документальной программы - Борис Травкин, представивший свой фильм "Штурмовики с боевого курса не сворачивают" (12+). Это рассказ о работе Фонда "Крылатая память Победы". О том, как в наши дни энтузиасты реставрируют боевые самолеты из состава ВВС Северного флота, участвовавшие в сражениях Великой Отечественной войны в Заполярье. Еще одна документальная лента "Я и кино" (12+) - это размышление о влиянии кинематографа на формирование характера человека. Дети, психологи, актеры и кинокритики высказывают на экране свое мнение, какие фильмы для юных зрителей более важны. Представила ее юным зрителям режиссер Татьяна Мирошник, она же провела и тематический мастер-класс.
- Очень важно, чтобы дети смотрели кино вместе с родителями в зале, - считает Татьяна Мирошник. - Там слышишь дыхание других людей, сопереживаешь вместе с ними. Нужно еще и обсуждать просмотренные фильмы. Ведь каждый понимает картину по-своему.
Конечно, самым ярким было и остается игровое кино. Актер, режиссер и председатель Союза кинематографистов Белоруссии Виктор Васильев представил ленты "Картина мира" и "Правила геймера".
- Фестиваль является настоящим подарком не только для юных зрителей, но и для всей страны, для всех кинематографистов, - считает актер. - Сюда привозят лучшие фильмы. И их авторы заинтересованы в том, чтобы пообщаться с детьми, потому что они самые честные зрители.
По итогам конкурса лучшей игровой полнометражной картиной признан фильм "Нахимовцы" Олега Штрома. Это приключенческая история о братьях-близнецах из семьи потомственных военных моряков. Их отец мечтает, чтобы сыновья окончили легендарное Нахимовское училище и продолжили семейную династию на флоте. Однако сами ребята не думают об этом. Они попадают в молодежную банду. А выбраться из передряг им помогает Нахимовское училище.
- Этот фестиваль такой искренний и честный потому, что конкурсные работы оценивают дети. А обмануть их невозможно, - считает режиссер Олег Штром. - Снимать детское кино сложно. Сегодня юные зрители быстрее воспринимают и поглощают информацию. Монтаж картины должен быть динамичным. Но при этом из фильмов, к сожалению, часто уходят какие-то эмоциональные моменты. Этого не должно быть. Я считаю, авторам детского кино необходимо соединить и то и другое.
Лучшей игровой короткометражкой назван фильм "Я не трус" Павла Пантина. Победитель в конкурсе анимационных работ - "Стрела" Григория Малышева. Лучшая документальная лента - "Чтобы помнили" Михаила Комлева. В этом фильме записаны воспоминания сорока героев, ветеранов Великой Отечественной.
Приз зрительских симпатий получил фильм "Календарь ма(й)я" Виктории Фанасютиной, снятый по одноименному роману самарского автора и писательницы Виктории Ледерман. Это полная приключений фантастическая история современных подростков. По вине одного из них их жизнь начинает идти в обратном направлении. Ребята переживают события, которые в дальнейшем изменят их судьбу.
В эксклюзивном интервью корреспонденту "РГ" президент фестиваля "Кино -детям" Нина Шумкова поделилась некоторыми закадровыми сенсациями и своими размышлениями.
- Каждый год три-четыре выпускника, которые работали у нас в пресс-центре, в жюри или представляют свои работы на конкурс, поступают в престижные творческие вузы. Это очень позитивный момент не только в плане раскрытия талантов, но и для реализации идеи нашего губернатора создать на самарской земле кинокластер. Тут сразу растет и культурная, и туристическая привлекательность региона. Но для этого нужно делать целевой набор и за бюджетный счет обучать наших талантливых ребят.
На вопрос, не вступают ли в конфронтацию два фестивальных жюри - детское и взрослое, Нина Шумкова ответила, что у них разные зоны влияния: "взрослые оценивают работы юных, а дети - мэтров".
- Мы с позиции профессиональных кинематографистов пытаемся понять, что же интересно подрастающему поколению, но в процесс отбора никогда не вмешиваемся. Некоторые фильмы, представленные в нынешней программе, уже имеют награды, а вот у самарских детей они не вызвали восторга. Значит, так тому и быть!
Ленты фестивального блока "Во славу Отчизны" в современных условиях звучат еще более трагично и актуально. А как современные подростки воспринимают фильмы о войне?
- Что касается документального кино о Великой Отечественной войне, то оно очень востребовано, ведь понять подростку просто, что вот герой, который только что бежал в кадре, упал по-настоящему и больше не встанет. Это производит сильный эмоциональный эффект, - подтвердила Нина Шумкова. - А вот продюсерам и режиссерам игрового кино на исторические темы еще есть над чем работать, ведь далеко не все решают кассовые сборы.