Кировский отряд волонтеров сотрудничает с полицией в поиске сбежавших подростков

За девять месяцев 2022 года отряд по розыску несовершеннолетних "Первый" помог полиции найти 77 пропавших детей и подростков.
Сбежавшие подростки сознательно стараются скрыться и не выходить на связь.
Сбежавшие подростки сознательно стараются скрыться и не выходить на связь. / IStock

- Между Управлением МВД России по Кировской области и отрядом "Первый" уже несколько лет действует соглашение о сотрудничестве. Мы активно привлекаем волонтеров к поиску несовершеннолетних. Когда у них появляется информация о пропавших из других источников, они сами выходят на нас. Работают, помогают и при поиске информации, и при размещении в соцсетях, и при проведении поисковых мероприятий, - рассказывает подполковник полиции Вячеслав Петров, руководитель отдела организации розыска УУР УМВД России по Кировской области.

Поясним: в этом году факты безвестного исчезновения или самовольных уходов несовершеннолетних фиксировались в среднем каждые три дня. В полиции уточняют, что с января по сентябрь текущего года они направили волонтерам отряда "Первый" 93 запроса на оказание помощи в поисках детей и подростков. Пятнадцать ребят сотрудникам правоохранительных органов удалось найти еще до того, как добровольцы подключились к работе. 68 детей найдено совместно, а девять несовершеннолетних волонтеры разыскали своими силами. Есть и один случай, когда ребенка обнаружили мертвым.

- Особенность нашего отряда в том, что мы нацелены на поиск детей, которые убегают по своей инициативе. Нужно понимать, что они в силу возраста не осознают тех рисков, тех опасностей, которые стоят за этим решением, - поясняет одна из лидеров отряда "Первый" Евгения Дядькина.

Это региональное добровольческое объединение создано более четырех лет назад активистами отряда "Лиза Алерт", которые пришли к выводу, что в поиске "бегунков" есть существенные отличия, которые диктуются в первую очередь тем, что сбежавшие сознательно стараются скрыться и не выходить на связь. А значит, для их поиска нужно применять особые методы.

Как поясняют члены отряда "Первый", поиски они начинают через распространение информации о пропавших в социальных сетях и средствах массовой информации. Порой, тем более когда речь идет об уже достаточно взрослых юношах и девушках, приходится проводить сложные разыскные операции, которые сравнимы с историями из шпионских блокбастеров.

Подполковник полиции Петров в качестве примера приводит историю, когда минувшим летом из оздоровительного лагеря сбежал 16-летний подросток. Волонтерам удалось определить и подтвердить его местонахождение благодаря подругам парня.

В полиции поясняют, что на первой стадии поиска пропавших детей и подростков отрабатываются все версии. Но по ряду признаков можно говорить о высокой вероятности именно побега. Такой вывод можно сделать на основе составления профиля пропавшего. Чаще сбегают дети из неблагополучных семей, те, кто связался с не самой лучшей компанией, бегут и воспитанники детдомов и других аналогичных социальных учреждений.

Тем временем

Бывают случаи, выбивающиеся из этой схемы. Евгения Дядькина вспоминает, как несколько лет назад отряд "Первый" участвовал в поиске пропавшего юноши, который был успешным спортсменом. Добровольцы и полицейские обнаружили его за несколько сотен километров от дома на территории другого региона. Оказалось, что парень уже просто не мог выносить психологического давления, связанного с постоянными тренировками и соревнованиями.

"Больше он не уходил. Я думаю, что родители поняли свою ошибку. Для меня это поучительная история о том, что взрослые не должны воплощать в детях свои нереализованные амбиции", - говорит Евгения.