С какими трудностями сталкиваются приемные семьи

Приемная семья Николаевых стала одной из первых в стране участников госпрограммы, нацеленной на домашнее воспитание детей-сирот. За 35 лет здесь выросли и отправились в самостоятельное плавание 48 ребят. Восемь еще подрастают. В числе новых воспитанников - три мальчика и девочка из ДНР. Сложный, подростковый возраст ребят ничуть не смущает их приемную маму -Татьяну Николаеву. Она сделает все, чтобы поставить их на ноги.
Семейный альбом Николаевых переполнен снимками детей разного возраста
Семейный альбом Николаевых переполнен снимками детей разного возраста / Светлана Сибина

Терпения и выдержки Татьяне Евгеньевне не занимать. Путь приемной матери не усыпан розами. Даже с родными детьми у родителей бывают проблемы, а тут сироты - категория особая. Но она нисколько не жалеет, что выбрала этот непростой путь.

Семейный альбом переполнен фотографиями детей разного возраста. У каждого - своя история. Антон - инвалид детства, Шурик - с проблемами в поведении. Кто-то неважно учился в школе, кто-то был склонен к агрессии и конфликтам. Простых детей не бывает. Но всех Татьяна Николаева вырастила и полюбила, всем постаралась дать образование.

Недавно в семейном альбоме появились новые снимки. Приемная мама встретила в омском аэропорту четырех сирот из Донецкой Народной Республики. Сейчас они уже освоились, приступили к занятиям в колледже. Татьяна Евгеньевна напутствует братьев Женю и Виталика, отправляющихся погулять с новыми друзьями. Дает деньги на мороженое Кристине, идущей в магазин.

- Я люблю подростковый возраст. Сложный, но очень интересный. - говорит Татьяна Николаева. - К приезду ребят мы подготовились. Накрыли стол, сварили украинский борщ. Устраиваем выходные с блинами. Знакомим с городом, говорим о жизни, планах на будущее. Ребята уже подружились с домочадцами. Думаю, все будет хорошо. Когда отдаешь детям все лучшее, они отвечают привязанностью.

А началось все 35 лет назад, когда государство стало планомерно закрывать детские дома и интернаты, передавая детей на домашнее воспитание в семью. Татьяна Николаева, мечтавшая о третьем ребенке, сразу загорелась, убедила мужа, и вскоре в доме появился приемный ребенок, а потом двойня, а с ними и проблемы. Например, чтобы Толик, страдающий олигофренией, выучил алфавит, маме пришлось осваивать методики специального образования. И мальчик научился читать, затем получил образование, добился успехов в гиревом спорте, а недавно женился. Ребенка-колясочника Татьяна Евгеньевна на руках носила по столичным клиникам, от переживаний за его здоровье сама заработала инфаркт. Но все обошлось. Родительская забота, любовь, визиты к врачам, регулярные лечебные процедуры сделали свое дело.

Впрочем, иногда процесс воспитания пробуксовывает, несмотря на все усилия. Например, одна из приемных дочерей, которую родная мать бросила в шестилетнем возрасте, став взрослой, точно также поступила с собственным ребенком.

Покинув родительское гнездо, выросшие дети нередко о нем забывают. Татьяна Евгеньевна на них не обижается: такое нередко бывает и в родных семьях, у всех свои дела. Иногда "потеряшки" напоминают о себе, когда им нужна помощь, в которой им никогда не откажут. Она следит, как у них идут дела.

- Как-то дочь, приехав из поездки в Европу, заявила, что не хочет возвращаться на "коррумпированную родину", - вспоминает Татьяна Николаева. - Я такого никак не ожидала, сказала ей: "Это я - твоя родина! Которая тебя вырастила, дала образование, уберегла от глупых поступков". Она меня услышала, все поняла, попросила прощения. И от сердца сразу отлегло.

Но и поводов для гордости у приемной семьи немало. Наталья с семьей живет на Алтае, Яков - в Москве, Лена, имеющая два диплома, - в Германии. Ната - чемпионка по айкидо. Спокойно сердце матери за Юру, Ольгу, Машу и других детей. Некоторые из них берут с нее пример и тоже воспитывают приемных детей.

Выдержать все испытания Татьяне и Сергею Николаевым помог прочный семейный союз. Познакомились они, когда им было четырнадцать и семнадцать лет, а спустя три года поженились. Родственники были против раннего брака Тани, но она поступила по-своему, родила трех детей и никогда об этом не жалела. Муж всегда был опорой, единомышленником. Не понаслышке знал, что такое сиротство. С юности работал на заводе. Татьяна получила педагогическое образование, работала в детском саду, школе, вузе. Все это приемной маме очень пригодилось. И теперь, когда Сергея Ивановича не стало, она продолжает семейную традицию. А на вопрос, где взять время, чтобы хватило на все, отвечает просто.

- Все упирается в личную дисциплину и желание, - поясняет Татьяна Николаева. - В сутках - 24 часа. Восемь из них - на сон, восемь - на работу, два - на домашние дела, полтора часа - на транспорт, четыре - на общественные мероприятия. И еще полчаса свободного времени останется.

У нее хватает времени, чтобы писать рассказы, выступать на радио. Она возглавляет региональную национальную родительскую ассоциацию, правление ТСЖ. Читает лекции о семейных ценностях в омских колониях и общественных центрах, ориентированных на неблагополучных детей.

Вот только возможности отдохнуть у приемной мамы нет, так как по закону, чтобы уехать в санаторий или даже взять больничный, ей придется отдать ребят в детский дом. Разве такое возможно?

Когда Российский детский фонд начинал проект, все было по-другому. В частности, приемные родители имели соцпакет. А рост их квалификации стимулировала единая тарифная сетка - с восьмого до одиннадцатого разряда, предполагающая регулярную сдачу экзаменов.

- До 1990-х годов я числилась в штате органов опеки и попечительства. Это предполагало стаж, выслугу, пенсию, зарплату, все положенные льготы. Сейчас этого нет, а я получаю "вознаграждение за оказанные услуги", - дополняет Татьяна Евгеньевна. - За воспитание одного ребенка - 2750 рублей в месяц. Плюс доплата за инвалидов. Разовая - за высшее образование и если в семье более пяти детей. В среднем выходит четыре тысячи рублей в месяц на одного ребенка. Или 133 рубля в день. При этом надо не только накормить, обуть, одеть детей, но и собрать в школу, спортивную секцию, творческую студию, оплатить проезд. В декабре нам вроде обещают прибавку в двадцать процентов, но по сути это копейки. Поэтому приемные семьи сегодня заводят лишь энтузиасты. Если раньше в Омске их прибавлялось по 20-25 в год, то теперь в лучшем случае одна.

Приемная мама считает, что в омских органах опеки работает хорошая команда, однако регион по обеспечению этой сферы находится в аутсайдерах. В Краснодаре, например, ежемесячное вознаграждение родителей вдвое больше, чем в Омске (шестнадцать тысяч рублей), а в Москве выше в семь раз. И эту несправедливость способно устранить только федеральное законодательство.

Комментарий

Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы РФ:

- К сожалению, за благородной целью оказалась скрыта экономика вопроса. После историй с иностранным усыновлением власти решили по максимуму забрать воспитанников из детских домов, однако все обязанности по финансированию передали регионам, большинство которых дотационные. Поэтому и выделяемые на приемные семьи деньги совершенно разные на разных территориях. В Омской области это половина прожиточного минимума. Мы уже направили запросы в правительство РФ с предложением уравнять приемных родителей, увеличив выплаты не ниже прожиточного минимума. И будем добиваться решения данного вопроса, в том числе при обсуждении государственного бюджета на 2023-2025 годы.