Собственно не сама часовая встреча, а на ней обсуждались вопросы международной повестки, а подарок, который глава Пятой республики преподнес понтифику. Речь идет о редком издании трактата Иммануила Канта "К вечному миру" на французском языке, датированном 1796 годом.
Так вот, как оказалось, на первой странице этой библиографической редкости фигурировал штамп - "Академический читальный зал во Львове". Надо полагать, что Папа Римский не сразу обратил внимание на этот штамп с обозначенной надписью на польском языке.
Однако в Польше фото страницы со штампом весьма оперативно появилось в некоторых печатных изданиях и соцсетях. Некоторые пользователи обвинили французов в том, что они "посмели" подарить понтифику книгу, "украденную нацистами" при оккупации Львова во время Второй мировой войны. Об этом, среди прочих, заявил польский дипломат Роберт Пшчел. В свою очередь глава Польского института международных отношений Славомир Дембски, отметив, что дело "требует выяснений", ибо книгу могли обменять на другую еще до войны, поддержал все-таки главную версию.
Вся эта неприглядная история могла обернуться громким скандалом и бросить тень на Елисейский дворец. Польский МИД, решив разобраться в этом эпизоде, не стал спешить со скоропалительными выводами. И правильно сделал. Французское новостное агентство - AFP довольно быстро установило источник, из которого на свет появился знаковый трактат Иммануила Канта. Им оказался парижский букинист Патрик Атшуэль, специализирующийся на старинных книгах и прочих раритетах. Это он незадолго до аудиенции Макрона в Ватикане продал администрации Елисейского дворца трактат за сумму, как он поведал, "меньшую, чем 2500 евро, что была обозначена в каталоге".
Так вот, по утверждению букиниста, "это издание никоим образом не может быть связано с нацистскими грабежами, и здесь нет малейших сомнений". По его словам, книга была приобретена во Львове в период между 1850 и 1870 годами. После этого прибыла во Францию, а на рубеже позапрошлого и прошлого веков оказалась в Париже у известного столичного библиофила Люсьена Бодена. "Об этом свидетельствует соответствующая этикетка", - подчеркнул месье Атшуэль. Ему же в свою очередь продал книгу сын частного коллекционера, который приобрел ее полвека назад.
Букинист также заявил, что у него имеются доказательства, и все "это можно проверить". Во французских СМИ эту "книжную эпопею" стали освещать не сразу, а только после того, как появились объясняющие ее подробности. Не обошлось и без шпилек в адрес поляков, поднявших, не разобравшись, как отметил один новостной телеканал, "тайфун в стакане воды".