Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: Наши выставки смотрят миллионы людей во всем мире

Третьяковская галерея открыла выставку "Дягилев. Генеральная репетиция". О работе над этим проектом, об открытии Книжной гостиной и меняющихся планах музея директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала на "Деловом завтраке" в "РГ".
Зельфира Трегулова: Ни один человек в России не сделал столько для продвижения русского искусства и культуры в мире, как Сергей Павлович Дягилев.
Зельфира Трегулова: Ни один человек в России не сделал столько для продвижения русского искусства и культуры в мире, как Сергей Павлович Дягилев.

Людям на первый взгляд в эти дни не до выставок вовсе. На что вы делаете ставку?

Зельфира Трегулова: На коллекции Третьяковской галереи.

В планах этого года у нас был другой проект - "Искусство и мода. Русская нить", который мы готовили пять лет в сотрудничестве с Музеем Виктории и Альберта. Он должен был открыться в ноябре. Понимая, что мы не можем реализовать его в нынешней ситуации, стали думать о выставке, которая опиралась бы на наше собрание и была бы интересна зрителям. Фигура Сергея Павловича Дягилева - одна из самых притягательных фигур русской культуры ХХ века. Кроме того, история "русских сезонов" была одной из ключевых глав выставки "Русская нить". "Русские сезоны" повлияли не только на развитие мирового балета ХХ века, но и на моду. Наиболее очевидно это влияние в нарядах, которые создавал Поль Пуаре. Имя Дягилева, гениального антрепренера, поэтому возникло совершенно естественно.

Опять же, юбилей. В этом году 150 лет со дня рождения Дягилева.

Зельфира Трегулова: Юбилей важен, но дело не только в нем. Ни один человек в России не сделал столько для продвижения русского искусства и культуры в мире, как Сергей Павлович Дягилев. И никто в ХХ веке не поднял русское искусство и культуру на такой пьедестал, как это удалось сделать Дягилеву. Он создал балетный театр, который определил развитие балета ХХ века. Фраза, сказанная им Жану Кокто, "Удивите меня!" стала крылатой. Сам Дягилев умел удивлять. Именно так, "Удивите меня!", кстати, называлась выставка 2009 года, которую мы с известным исследователем русского авангарда Джоном Болтом делали в Национальном музее в Монако. И которая стала основой экспозиции в Третьяковской галерее, правда, в Москве у нее было другое название - "Видение танца". Мне посчастливилось во время подготовки этой выставки вместе с Болтом разбирать документальную часть архива Сергея Лифаря, купленную много лет назад принцессой Грейс.

Архив удивил вас?

Зельфира Трегулова: Потряс. Мы открывали бережно упакованные письма, дневники Дягилева, его тетрадь с записями концепций спектаклей 1922-1924 годов. Рассматривали фотографии экспериментальных постановок с участием Лифаря, в том числе балета "Ода" в оформлении Павла Челищева.

В последней упаковке лежала серебряная щетка для волос и записочка Лифаря: "Это щетка, которой я причесывал умершего Сергея Павловича". Лифарь сам обмывал тело Дягилева и готовил его к погребению. И в отдельной упаковке лежала маленькая серебряная прядь волос Сергея Павловича, которую Лифарь срезал на память. Джон Болт потом назвал свою статью "Серебряная прядь - Серебряный век". Эти вещи мы потом разложили на рабочем столе Дягилева, который хранился в театре в Монте-Карло. На выставке в Монако был отдельный зал, посвященный архиву Дягилева.

Загрузка...
В Москве открылась выставка "Дягилев. Генеральная репетиция" / Автор:

Чем вы собираетесь удивлять зрителя на нынешней выставке в Москве?

Зельфира Трегулова: Мы впервые показываем тринадцать подлинных балетных костюмов к дягилевским постановкам 1909-1912-го и начала 1920-х годов, которые приобретены Третьяковской галереей в последние годы за рубежом. Из этой же коллекции куплен театральный задник для "Половецких плясок", созданный в 1909 году по эскизам Николая Рериха. Мы смогли привезти этот задник из-за рубежа в августе 2020 года, в разгар пандемии. Сама не понимаю сейчас, как нам это удалось.

По какому принципу выстроена экспозиция?

Зельфира Трегулова: Мы вводим зрителя в мир дягилевских спектаклей разных лет. Начинаем с первых балетов, художниками которых были Николай Рерих, Александр Бенуа и Лев Бакст, а хореографом - Михаил Фокин. Затем от "Половецких плясок" и "Шахерезады", если говорить о хронологии спектаклей. Но сама выставка строится по несколько иному принципу: мы переходим к "Весне священной", поставленной в 1913 году в Париже. Премьера сопровождалась чудовищным скандалом. Но этот балет на музыку Игоря Стравинского, оформленный Николаем Рерихом, определил хореографию XX века. Третий этап - постановки 1914-1915 годов, над которыми работали Гончарова и Ларионов. Из работ зарубежных художников мы показываем эскизы костюмов к балету "Соловей" Анри Матисса. И последняя часть посвящена авангардным постановкам 1920-х годов...

Выставка получилась зрелищная. Думаю, она впервые откроет для зрителей невероятное собрание произведений и раритетов, которым располагает Третьяковская галерея.

Ключевой вопрос

170 тысяч билетов в Третьяковскую галерею, приобретенных по "Пушкинской карте", впечатляют. Похоже, ваш посетитель резко помолодел?

Зельфира Трегулова: Он помолодел еще во время пандемии, когда во время локдауна все ушли в онлайн. Думаю, это одна из причин того, что после отмены локдауна помолодела и офлайн-аудитория.

Не хотелось попридержать для взрослых посетителей? Все же в "Пушкинскую карту" заложена цена льготных билетов...

Зельфира Трегулова: По большому счету делать это неразумно. Эмоциональное переживание художественного опыта в детстве и юности самое сильное. Если человек получает этот опыт, он возвращается в музей. А потом мы стараемся не уходить от трудных сюжетов и работаем "для всех и для каждого". Пример тому - выставка Михаила Врубеля. Мне кажется, люди в любом возрасте заслуживают честного разговора. И интересных собеседников. А Врубель, Серов, Дягилев, безусловно, неординарные собеседники.

Как меняется соотношение бюджетных и небюджетных средств в жизни Третьяковской галереи? В 2019-м доля внебюджетных средств достигала 64%.

Зельфира Трегулова: Она упала в пандемийном 2020-м до 30%. Но уже в 2021-м к нам пришли 1,6 млн человек. По числу посетителей мы фактически оказались на уровне Эрмитажа. Отчасти это было связано с отсутствием в 2020-2021 годах иностранных посетителей, которых у нас всегда было относительно немного. Доля внебюджетных средств выросла до 54% - спасибо спонсорам Третьяковской галереи.