Какую косметику и парфюмерию теперь покупают российские потребители

Весной этого года потребители сметали с полок импортную парфюмерию и косметику в ожидании санкций, российские ретейлеры экстренно искали замену крупным европейским брендам, а отечественные производители - альтернативных поставщиков ингредиентов. Но спустя полгода ситуация устаканилась, дефицита косметики или парфюмерии в магазинах нет, рассказали участники и эксперты рынка на выставке InSharm.
iStock

Например, в одной из крупных сетей сейчас около 120 отечественных марок, более половины из которых вновь прибывшие, рассказал президент группы компаний Эдгар Шабанов. Расширить ассортимент за счет своих производителей ретейлерам оказалось проще и безопаснее, чем завозить продукцию через механизм параллельного импорта, где риск нарваться на подделку достаточно высок, считает Шабанов. Но это не значит, что с рынка полностью исчезли известные западные бренды. Например, большие запасы такой косметики и парфюмерии есть в магазинах duty-free в аэропортах. Не отказываются от сотрудничества с российским рынком небольшие европейские компании - есть в магазинах, например, итальянская парфюмерия. А в средствах ухода за кожей альтернативными поставщиками выступают азиатские компании из Кореи или Китая.

В России работают более 600 парфюмерно-косметических производителей. Они без труда могут выпускать практически всю необходимую продукцию - от ухода за кожей до всевозможной детской косметики, утверждает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова. Много продукции очень достойного качества, считает эксперт.

Расширить ассортимент косметики за счет российских производителей оказалось безопаснее, чем за счет параллельного импорта

После введения санкций, правда, возникли проблемы с ингредиентами. Невозможен импорт силиконов, а также экспорт нашего сырья, которое потом нам же возвращалось в виде полуфабрикатов для косметики. Многие компании вынуждены были менять рецептуру и перенастраивать каналы поставок. При этом стоимость ингредиентов выросла на 30-200%. Пока в России производится только 5% сырья от необходимого. Но своими силами наладить выпуск отдельных ингредиентов можно - так произошло с глицерином, сказала Пучкова. Наши химпредприятия смогли быстро доработать его под требования косметических компаний и ликвидировать кратковременный дефицит.

В минпромторге готовы помогать в поиске локальных производителей и поддерживать косметические компании. Например, министерство планирует продлить субсидирование части затрат на рекламу для отечественных производителей бытовой химии и парфюмерно-коcметической продукции, сообщил замглавы ведомства Михаил Иванов.

Потребители же после ажиотажа хоть и перешли в режим экономии, но не готовы жертвовать качеством, утверждают участники рынка. Если продажи парфюмерии или декоративной косметики снизились, то уходовые средства пользуются большим спросом.