Например, в одной из крупных сетей сейчас около 120 отечественных марок, более половины из которых вновь прибывшие, рассказал президент группы компаний Эдгар Шабанов. Расширить ассортимент за счет своих производителей ретейлерам оказалось проще и безопаснее, чем завозить продукцию через механизм параллельного импорта, где риск нарваться на подделку достаточно высок, считает Шабанов. Но это не значит, что с рынка полностью исчезли известные западные бренды. Например, большие запасы такой косметики и парфюмерии есть в магазинах duty-free в аэропортах. Не отказываются от сотрудничества с российским рынком небольшие европейские компании - есть в магазинах, например, итальянская парфюмерия. А в средствах ухода за кожей альтернативными поставщиками выступают азиатские компании из Кореи или Китая.
В России работают более 600 парфюмерно-косметических производителей. Они без труда могут выпускать практически всю необходимую продукцию - от ухода за кожей до всевозможной детской косметики, утверждает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова. Много продукции очень достойного качества, считает эксперт.
После введения санкций, правда, возникли проблемы с ингредиентами. Невозможен импорт силиконов, а также экспорт нашего сырья, которое потом нам же возвращалось в виде полуфабрикатов для косметики. Многие компании вынуждены были менять рецептуру и перенастраивать каналы поставок. При этом стоимость ингредиентов выросла на 30-200%. Пока в России производится только 5% сырья от необходимого. Но своими силами наладить выпуск отдельных ингредиентов можно - так произошло с глицерином, сказала Пучкова. Наши химпредприятия смогли быстро доработать его под требования косметических компаний и ликвидировать кратковременный дефицит.
В минпромторге готовы помогать в поиске локальных производителей и поддерживать косметические компании. Например, министерство планирует продлить субсидирование части затрат на рекламу для отечественных производителей бытовой химии и парфюмерно-коcметической продукции, сообщил замглавы ведомства Михаил Иванов.
Потребители же после ажиотажа хоть и перешли в режим экономии, но не готовы жертвовать качеством, утверждают участники рынка. Если продажи парфюмерии или декоративной косметики снизились, то уходовые средства пользуются большим спросом.