26.10.2022 01:19
    Поделиться

    Что пришло на смену импортной коле и как изменился вкус

    Меньше горечи и газов, больше натуральных компонентов. Оригинальной колы в магазинах почти не осталось, но российская сладкая газировка быстро заместила западные бренды. За последние полгода на отечественном рынке появилось более 100 новых брендов газированных напитков, подсчитали для "РГ" в NielsenIQ.

    Запасы оригинальных газированных напитков Coca-Cola, PepsiCo, объявивших об уходе с российского рынка, уже заканчиваются. Лишь в некоторых сетях остались единичные виды продукции, которая поставлена из Казахстана, рассказал "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

    По его словам, по количеству ассортимент напитков с начала года практически не изменился, ушедшие позиции восполнились продуктами российского производства. Сегодня в магазинах 90% локальных продуктов. За последние полгода (апрель-сентябрь) в категории газированных напитков заметно появление 102 новых брендов, доля продаж которых продолжает увеличиваться, рассказали "РГ" в NielsenIQ. При этом сразу треть из них имеют суммарные продажи за шесть месяцев более миллиона рублей. В топ-10 самых растущих брендов в категории газированных напитков половина - российских производителей.

    Если до весны 2022 года 39% российского рынка принадлежало Coca-Cola, 22% - PepsiCo и 8,5% - российской компании "Черноголовка", остальные 30% распределялись по мелким производителям, то буквально за три месяца (май-июль) доля локальных брендов газировки выросла с 19,8% до 25,3%, говорит партнер компании "НЭО Центр" Альбина Корягина.

    Да и сами мировые гранды возвращаются на российский рынок с "черного хода", отмечает она. Например, на замену ушедшим с рынка маркам PepsiCo запустила продажи напитков под брендами "Русский дар", Evervess и Frustyle. Компания "Мултон Партнерс" (ранее "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия") стала предлагать новый напиток под брендом "Добрый" (Cola, Лимон-лайм, Апельсин)". Heineken, которая заявила, что уйдет с российского пивного рынка, задумалась о запуске линейки сладкой газировки со вкусами колы, апельсина и лимона.

    Отечественные предприятия тоже пользуются возможностью занять освободившуюся нишу и активно развивают альтернативные линейки напитков, отмечает Игорь Караваев. Есть как классические напитки со вкусом колы с аналогичными вкусовыми характеристиками, так и продукты с добавками ванили, вишни и т.п. Помимо этого, наши производители расширили линейки кваса и лимонадов.

    Так, в "Магните" признают, что за последние полгода ассортимент газированных напитков заметно изменился: сейчас подавляющая часть газированных напитков в торговой сети - отечественных брендов. Даже во "ВкусВилл", где напитки и раньше поставляли только российские производители, появилась своя интерпретация колы, которая близка по вкусу к оригиналу, но в составе содержит натуральные ингредиенты.

    В целом продажи газированных напитков за апрель-сентябрь в деньгах выросли на 15,8%. А в штуках динамика продаж оказалась отрицательной - минус 7,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, говорят в NielsenIQ. По мнению Игоря Караваева, сказались долгая холодная весна и поздний сезон шашлыков. Но сейчас динамика натуральных продаж находится примерно на уровне годичной давности.

    Кроме уже существующих вкусов, в АКОРТ прогнозируют дальнейшее расширение ниши диетических напитков с пониженным содержанием калорий.

    В обычных сладких газированных напитках содержится 10% сахара, в напитках с пониженным содержанием калорий его заменяют на интенсивные подсластители - аспартам, стевию и другие, говорит профессор, заведующий лабораторией метаболомного и протеомного анализа ФИЦ питания и биотехнологий Константин Эллер. Coca-Cola - не исключение. Никаких "секретных", уникальных ингредиентов в ее составе нет. Весь ее "секрет" - в массированной рекламе. Coca-Cola, Pepsi-Cola продвигались на рынок не только через сами напитки, но и, например, с помощью фирменных холодильников в многочисленных точках продаж. Если бы у нашего "Колокольчика" или "Тархуна" была такая же мощная рекламная поддержка, они тоже занимали бы большую долю рынка, уверен эксперт.

    Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/ Татьяна Карабут

    Главный ингредиент Coca-Cola, который придает напитку горьковатый вкус, - это кофеин в незначительной дозе (в бутылке 0,33 л содержится всего 30 мг кофеина). За терпкость отвечает фосфорная кислота, которая также добавляется в безвредной для организма концентрации. Плюс обязательный элемент - углекислота в малой концентрации (7 г на литр). Поэтому повторить Coca-Cola российским производителям не представляет труда, утверждает Эллер. Другое дело, что в оригинальной коле не содержатся консерванты. Сохранность напитка обеспечивается за счет высоких стандартов качества производства: стерильного оборудования, хорошей водоподготовки, пастеризации напитка перед розливом, поясняет ученый.

    Возможно, вкус в новых напитках будет отличаться - в зависимости от сочетания добавок из натуральных трав, других ароматических фракций и фантазии производителя. Но лекарством от этого газировка все равно не станет. А для людей с нарушениями желудочно-кишечного тракта что западная кола, что отечественные "Буратино" или "Колокольчик" вообще противопоказаны. В любом случае пить лучше минеральную воду или соки, в которых сахара хоть и не меньше, зато содержатся различные полезные биологически активные вещества, отмечает Константин Эллер.

    Поделиться