Чем же так неудобен Вашингтону, Лондону и Брюсселю политик? Очевидно, что это связанно с его патриотическими воззрениями, стремлением укрепить экономическое положение Республики Сербской, в том числе за счёт усиления взаимодействия с Москвой. Об этом сам Милорад Додик рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете".
Как вы оцениваете двусторонние отношения с Российской Федерацией? Что можно было бы сделать, на Ваш взгляд, для их улучшения?
Милорад Додик: Республика Сербская с момента своего образования в январе 1992 года поддерживает самое тесное сотрудничество с Российской Федерацией, выступающей гарантом Общего (Дейтонского) рамочного соглашения о мире в БиГ, благодаря которому появилась современная Босния и Герцеговина. Также РФ - это важнейший дипломатический союзник РС, защищающий интересы сербского энтитета на международной политической арене и в рамках ключевых организаций, особенно в ООН. Для РС и всего сербского народа важнейшее значение приобретает экономическое взаимодействие с РФ, главным образом в рамках энергетических проектов, где Москва выступает в роли нашего стратегического партнера. Кроме того, РФ - это гарант выживания сербов в БиГ в это нестабильное и неопределенное время.
По моим оценкам, существует множество возможностей для улучшения политических и экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Сербской, особенно это касается не в полной мере реализованного потенциала сотрудничества в области культуры и образования. Я обрадовался, когда услышал новость о том, что Российская Федерация отменяет Болонскую систему образования. Мне хорошо известно, сколько у нас проблем с этой опустошающей знания системой высшего образования. Молодежь из Республики Сербской должна изучать русский язык, чтобы потом учиться в российских вузах. Только так можно наладить глубокие культурные связи между русскими и сербами, на которых затем легко будут строиться политическое и экономическое сотрудничество.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) стал отличной диалоговой площадкой для встреч Владимира Путина с национальными лидерами? Каких результатов на ПМЭФ удалось добиться Республике Сербской?
Милорад Додик: ПМЭФ стал прекрасным местом для политических и деловых встреч. Для меня форум исключительно важен из-за возможности встретиться с Владимиром Путиным. Российский лидер полностью разделяет борьбу Республики Сербской за ее гарантированные Конституцией права в рамках Боснии и Герцеговины. Я ознакомил Президента России с деятельностью руководства РС, благодаря которой удалось предотвратить введение санкций БиГ в отношении РФ, на чем настаивали в Вашингтоне и Брюсселе, и что поддерживалось бошняками в госучреждениях.
Сотрудничество с Россией в сфере энергетики стратегически важно для Республики Сербской, потому что нам в Баня-Луке очевидно, что альтернативы российскому газу нет, несмотря на идеологические "премудрости", исходящие с Запада.
Республика Сербская имеет серьезные планы по газификации всех крупных городов, а также строительству газовых электростанций. Сегодня газ в Боснии и Герцеговине в основном потребляет Сараево, причем по льготным ценам, о которых мы - сербы договорились в Санкт-Петербурге с нашими российскими партнерами. Несмотря на это, бошняки в Боснии и Герцеговине ведут антироссийскую политику и препятствуют всем проектам, которые Республика Сербская желает осуществлять с Российской Федерацией.
9 сентября в Республике Сербской отмечается День памяти жертв бомбардировок НАТО, проводившихся силами альянса с 30 августа по 14 сентября 1995 года на территории современной БиГ без одобрения Совета Безопасности ООН (первая крупномасштабная военная операция в истории НАТО - "Обдуманная сила"). Запад всегда агрессивен по отношению к Востоку, что мы наблюдаем сегодня и на Украине, но "плохими парнями" в результате пытаются выставить россиян и сербов? Как нам совместно этому противодействовать?
Милорад Додик: Отношение коллективного Запада к русским и сербам имеет цивилизационный и геополитический характер! Россия является важнейшей страной и одновременно "континентом" в Евразии, что мешает Западу добиться полного глобального господства. Именно поэтому геостратегическое соперничество между Западом и Россией стало исторической константой. Был лишь короткий период "перемирия" после распада СССР, когда Запад устраивала слабая Россия. После прихода к власти президента Владимира Путина РФ возвращается на мировую арену как сверхдержава, распоряжающаяся своей судьбой.
На пике американской гегемонии, в 1990-е годы, сербский народ был вынужден бороться за выживание в войнах, разрушивших Югославию. Впервые с момента своего создания в 1949 году Североатлантический альянс применил военную силу во время войны в Боснии и Герцеговине против Вооруженных сил (ВС) Республики Сербской и в целом против сербского народа. Именно в открытой военной агрессии против РС западный военно-политический блок начал искать свою новую роль после окончания "холодной войны" и исчезновения СССР как главного противника, ради которого он и был создан. Агрессия НАТО против позиций ВС Республики Сербской, осуществлявшаяся не только авиационными ударами, но и с применением сухопутных войск, так называемых Сил быстрого реагирования НАТО, изменила баланс сил в той войне в ущерб сербской стороне, позволила бошнякам и хорватам начать успешное наступление в 1995 году. В Республике Сербской натовцы массово использовали боеприпасы с обедненным ураном, от последствий применения которых и сегодня, спустя 27 лет после войны, наше мирное население умирает от страшнейших форм рака.
Конфликт на Украине - прямое следствие расширения альянса на Восток, а реальная цель - Россия, ее тщательное сдерживание и в конечном счете - уничтожение. Если вы отслеживаете сегодняшние заявления, исходящие от высокопоставленных лиц НАТО и Евросоюза, где открыто настаивают на поражении России на поле боя и ее деимпериализации, то становится очевидным, какова реальная геополитическая цель Запада. На Украине сегодня весь коллективный Запад участвует в конфликте с Россией. В 1990-х годах ведущие западные СМИ называли сербский народ виновником всех бед, то есть мы были "плохими парнями" в "новом мировом" порядке. Поэтому сегодня мне совершенно ясно, почему великий сербский историк Милорад Экмечич предупреждал о том, что "сербофобия - это всего лишь дитя русофобии".