- В нынешнем году в крае строится 321 объект социальной сферы общей стоимостью 16,1 миллиарда рублей, - сообщил замминистра строительства и ЖКХ Алтайского края Игорь Спивак. - В рамках краевой адресной инвестиционной программы региональный минстрой выступает заказчиком 77 социальных объектов. Строительство везде продолжается, остановок на конец сентября не было, но зависимость от импортных комплектующих здесь гораздо выше, чем в жилищной сфере. Особенно это касается инженерного оборудования и отделочных материалов. Продажи оборудования с импортной составляющей приостановились, разрабатываются проекты замены этих материалов на российские. Поэтому сдача социальных объектов затягивается.
На федеральном уровне, по словам замминистра, ситуацию понимают и дают регионам возможность корректировать контракты в части увеличения сметной стоимости и сроков сдачи объектов. Сумма средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете, увеличена на 562 миллиона рублей. Деньги пойдут на строительство пятнадцати объектов (шесть из них - для нужд минобразования, по три - минздрава и минспорта, два - минсельхоза, один - минстроя). Дополнительные соглашения с соответствующими федеральными министерствами об увеличении смет подписаны по всем объектам, где в этом году предусмотрено федеральное финансирование. В рамках заключенных допсоглашений в Алтайском крае на 27 сентября было освоено 340 миллионов рублей - 60 процентов от федеральных лимитов на 2022 год.
- По всем заключенным контрактам с учетом допсоглашений Алтайскому краю из средств федерального бюджета выделено 1,1 миллиарда рублей. При должном конструктивном взаимодействии между строителями, органами исполнительной власти на местах и федеральным центром все задачи будут выполнены. Ситуация в отрасли осложняется, но тем не менее наши строители находят ресурсы для восстановления инфраструктуры на Донбассе, где работают несколько организаций из ГК "Союз", подразделения строительных компаний "Селф" и "Отделстрой", - отметил Игорь Спивак.
Примечательно, что в прошлом году строителями не было освоено почти 4,7 миллиарда рублей, и в 2022-м, по оценке председателя правления краевого отраслевого союза Александра Мишустина, эта цифра может вырасти до шести миллиардов. Одним увеличением финансирования ситуацию не решить и сваливать всю вину на подрядчиков в корне неверно.
Почему многие аукционы на строительство, реконструкцию и капремонт социальных объектов проводятся безрезультатно? Начальник управления инвестиций министерства экономического развития Алтайского края Марина Акулова указывает на низкое качество сметной документации.
- У нас нет ни одного социального объекта, построенного по первоначальной документации, - подчеркивает Александр Мишустин. - Все проходят по несколько экспертиз, и ладно, если бы это было связано только со стоимостью стройматериалов. Беда, что заказчики не требуют от проектировщиков качественной документации.
Расхлебывать все это приходится застройщикам.
- Нужно наводить порядок в системе планирования, - отмечает глава регионального исполкома ОНФ Сергей Войтюк. - В крае часто затягивают с объявлением процедуры размещения заказов, отчего постоянно возникают нелепые ситуации. Например, минтранс может получить предписание за две недели организовать школьный маршрут там, где грунтовая дорога длиной
24 километра, проезд по которой не согласует ГИБДД. Однозначно нужна прозрачная программа плановых ремонтов. В последний раз ее принимали в 2019-м, и в крае четко знали, что будет сделано до 2025-го. Пришло время решить вопрос с ценовыми экспертизами - там "зашиваются" от огромного объема работ, и различным ведомствам приходится конкурировать между собой за право первым согласовать сметы. Все эти процессы затягиваются, и мы получаем неосвоение средств в плановые сроки. Необходимо усиливать кадровый состав ценовых экспертиз.
У любой отрасли, имеющей отношение к социальной сфере, есть специфические сложности.
- Мы действительно сталкиваемся с невысоким качеством проектных работ, особенно в части капитального ремонта и реконструкции, - признает замминистра культуры Алтайского края Дмитрий Аристов. - Любой строитель скажет, что легче возводить новый объект, потому что в ходе капремонта и реконструкции появляется необходимость в дополнительных работах, которые невозможно учесть сразу. Классический пример - несоответствие несущей способности старых фундаментов новым планам. Приходится менять проект и уходить по времени "далеко вправо", как любят говорить финансисты. Второй проблемный момент связан с уровнем технического контроля. Заказчиками, как правило, выступают муниципалитеты, не всегда способные обеспечить грамотный техконтроль. Казалось бы, чего проще - уложить напольную плитку или заменить окна. Но когда приезжаешь на объект и видишь, как это сделано, приходится заставлять подрядчика все переделывать. Третья проблема в том, что некоторые учреждения культуры расположены в зданиях, обладающих статусом объекта культурного наследия. При их капремонте и реконструкции действуют особые нормы законодательства, а в крае круг потенциальных подрядчиков для таких работ стал очень ограниченным. Примером служит здание Алтайского краеведческого музея - мы трижды проводили конкурсные процедуры и не могли заключить контракт. Объект был внесен в раздел "Реновация" нацпроекта "Культура", и, чтобы не потерять федеральные деньги, мы заменили его на Государственный художественный музей Алтайского края. Но и с ним возникла пауза, будем все пересчитывать. Минстрой наметил ряд мероприятий, но уже не на 2022 год.
В крае на объекты культурного наследия подрядчиков заманить очень сложно. В Яровом третий год не могут найти желающего реконструировать дворец культуры "Химик". В Барнауле такая же ситуация с объектами деревянного зодчества.
- В прошлом году цены на стройматериалы значительно выросли. Строители встали перед выбором: либо работать себе в убыток, либо отказаться от объекта. Благо на федеральном и краевом уровнях приняли необходимые меры, - напомнил Дмитрий Аристов.
Вячеслав Ширшов, исполнительный директор Союза строителей Алтайского края:
- По статистике, число рабочих на стройплощадках сократилось вроде бы несильно. Но давайте учитывать невозврат после пандемии гастарбайтеров из бывших республик СССР, частичную мобилизацию и недобор квалифицированных кадров (около пятнадцати процентов от требуемого). Где деньги - там и люди. Квалифицированные специалисты уезжают в более богатые регионы на западе страны и на Дальний Восток. Что касается федеральных средств на строительство и капремонт, то с учетом инфляции они остаются примерно теми же. Чудес не бывает: людей на стройках меньше, то есть и делаем меньше. У нас не настолько развиты технологии, чтобы замещать ими рабочие руки. И если по официальной статистике к 1 сентября в регионе не были готовы 22 школы, то по данным Общественного совета при прокуратуре Алтайского края, куда я вхожу, таких школ было 37. Лет десять назад бы за такое кого-нибудь обязательно наказали, а сейчас мы привыкли к происходящему. Вопросов к строительству социальных объектов много. Например, почему у нас заказчики от ведомств и министерств боятся местный минфин больше, чем прокуратуру? Почему стоимость всех объектов занижается в несколько раз? Мой прогноз - аукционы будут срываться еще чаще. Если три-четыре года назад на аукцион по объекту стоимостью десять-пятьдесят миллионов рублей выходили пятнадцать-двадцать участников, то сегодня - два-три. А на некоторые вообще нет никого. Не уверен, нужен ли в нынешних условиях федеральный закон о госзакупках. Есть желающие взяться за социальный объект - надо просто заключать с ними контракт.