27.10.2022 16:54

Петербургские ученые создали ДНК-робота для обнаружения вирусов

Ученые химико-биологического кластера ИТМО разработали высокочувствительного наноробота из молекул ДНК, способного находить возбудителей болезней. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

Способности ДНК-робота проверили на COVID-19, но его можно адаптировать и для выявления других вирусов. В отличие от широко известной ПЦР (полимеразной цепной реакции), новый метод не требует дорогостоящих реагентов, сложного оборудования и специально обученного персонала. При этом он не менее точен, отмечают в ИТМО.

ПЦР - один из самых чувствительных методов молекулярной диагностики инфекционных заболеваний, но его можно использовать только в лабораторных условиях. Аптечные экспресс-тесты легко применять даже дома, однако у них очень низкая чувствительность. Если вируса в организме немного, такой тест может показать ложноотрицательный результат.

Поэтому в петербургском вузе задались целью создать такой метод обнаружения вирусов, который будет простым в использовании, но точным. ДНК-робот способен быстро определить наличие вируса в образцах, взятых, например, со стенок носа. Для анализа надо добавить в образец раствор с ДНК-системой и специальное вещество, способное светиться. Оно поможет увидеть результат. При этом наноробот сможет определить даже малое количество вируса. Если его нет, свечения не будет.

Теперь ученые работают над тем, чтобы "упаковать" метод в удобную тест-систему для домашнего использования и научить ДНК-роботов распознавать не только коронавирус, но и другие инфекции, а также онкомаркеры.

Исследование проведено в рамках госпрограммы поддержки и развития университетов Минобрнауки РФ "Приоритет-2030".