"Россия - не враг Запада". Главные заявления Владимира Путина на Валдайском форуме

Владимир Путин выступил на пленарной сессии Валдайского форума и ответил на вопросы экспертов из разных стран. Главной целью специальной военной операции была помощь Донбассу, ядерный удар по Украине нам не нужен, заявил он. Российский лидер назвал ситуацию в мире революционной и предложил подумать об изменении структуры ООН. "Российская газета" публикует ключевые заявления президента.

- Мы стоим на историческом рубеже. Впереди самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны.

- Однополярный мир уходит в прошлое, завершается период безраздельного доминирования Запада в мировых делах.

- На Западе нет единства, это сложный конгломерат, который играет на обострение - разжигание войны на Украине, провокации вокруг Тайваня, дестабилизация мирового продовольственного и энергетического рынков.

- Власть над миром - это то, что Запад поставил на кон в своей игре. Уверенность в своей непогрешимости - очень опасное состояние. От нее один шаг до желания уничтожить тех, кто им не нравится.

- Предложения Москвы по укреплению доверия и выстраиванию коллективной безопасности отшвырнули в сторону. В современном мире отсидеться вряд ли получится. Посеявший ветер, как говорится, пожнет бурю.

- Никто никогда не сможет диктовать нашему народу, какое общество и на каких условиях и принципах мы должны строить.

- Охамели просто. Не стесняются ничего - санкции, цветные революции, госперевороты. Поддержали госпереворот на Украине в 2014 году, даже признались, сколько денег истратили.

- Любая альтернативная точка зрения объявляется на Западе подрывной, пропагандой и угрозой демократии. Что из России не исходит - это все происки Кремля. Неужели мы такие всемогущие?

- Россия не считала и не считает себя врагом Запада. Но диктат не приемлет. У нас был искренний посыл: давайте жить дружно. В ответ получили растущее давление. Цель - превратить Россию в инструмент для достижения своих целей.

- Россию никогда не получится уничтожить и "смахнуть" с геополитической карты.

- Россия не бросает вызов элитам Запада, а отстаивает свое право на свободное развитие. Мы не собираемся становиться новым гегемоном. Эту тупиковый путь.

- Верю в силу здравого смысла, новым центрам многополярного мироустройства и Западу придется начать равноправный разговор об общем для нас будущем. И чем раньше - тем лучше.

- Мы в чужой двор не лезем, но рассчитываем, что прагматизм восторжествует. Многополярность - единственный шанс для Европы восстановить свою субъектность.

- Структура ООН, в том числе Совета Безопасности, должна в большей степени отражать многообразие мировых регионов.

- Ситуация в мире в известной степени революционная: верхи не могут, а низы уже не хотят так жить. Запад не способен единолично управлять человечеством, а большинство народов мира уже не хочет с этим мириться.

- Переход к расчетам в национальных валютах неизбежен - это логика развития многополярного мира.

- Еще недавно мы с тревогой думали, что ничего не можем без Запада, но ничего не развалилось, экономика выстояла, произошло очищение.

- У зарубежных компаний, видимо, есть договоренность с российскими менеджерами о том, что они вернутся, иначе зачем "за доллар им продают многомиллиардное имущество".

- Пока ядерное оружие существует - существует и возможность его применения. А цель сегодняшней возни вокруг ядерных угроз - раздуть новый виток борьбы с РФ, надавить на наших союзников и нейтральные государства.

- Россия никогда прямо не угрожала миру ядерным оружием, а реагировала намеками на заявления западных руководителей. Нам не нужен ядерный удар по Украине, в этом нет ни политического, ни военного смысла.

- Люди коммунистических убеждений считают, что нужно все опять национализировать. Нет необходимости никакой. Нужно использовать рыночные принципы, но под контролем государства.

- На саммите G20 в Индонезии Россия точно будет представлена на высоком уровне. Может быть, и я поеду.

- Когда я работаю, я никогда не думаю о каких-то исторических свершениях. Если бы я всего боялся, я бы ничего не делал.