На встрече, прошедшей во французской столице и которая скандально закончилась без совместной пресс-конференции, Макрон и Шольц согласились, что ЕС не может бездействовать, если США будут продвигать свой закон о снижении инфляции в нынешнем виде. Как обращает внимание издание Politico, закон побуждает потребителей "покупать американское", когда дело доходит, например, до выбора электромобиля (поскольку в последние годы зеленая повестка все больше выходит на первый план, экологичным транспортным средствам уделяется повышенное внимание). И это раздражает крупных европейских производителей, которые как раз находятся в Германии и Франции.
И если Парижу и Берлину не удастся убедить Вашингтон изменить свой подход, между Европой и США может начаться торговая война, полагает Politico. Странам ЕС придется принять аналогичные схемы стимулирования компаний. Как заявил Макрон, "есть Китай, который защищает свою промышленность, есть США, которые защищают свою промышленность, и есть Европа, которая открыта для всех". И это пора изменить.
Впрочем, возрождение идеи "Покупайте европейские автомобили" сейчас под большим вопросом. Пандемия коронавируса обнажила зависимость Европы от зарубежных цепочек поставок. А нынешние правила ЕС и Всемирной торговой организации только мешают защите собственного производства, отмечает Automotive News Europe.
Как обращает внимание Politico, Берлин, который традиционно проявлял большую неохоту, когда дело доходило до конфронтации с США в торговых спорах, в этот раз поддерживает Париж. На встрече с Макроном Шольц согласился, что ЕС необходимо будет принять контрмеры, аналогичные схеме США, если Вашингтон откажется решать возникшие проблемы. Их планируется обсудить на следующей неделе в формате видеоконференции с участием главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен и заместителем советника по национальной безопасности США Майком Пайлом. Кроме того, возникшую напряженность должны обсудить министры торговли ЕС на неформальной встрече в Праге.
Кстати, министр финансов Германии Кристиан Линднер уже признавал, что Берлину необходимо повысить общую привлекательность Германии как места для ведения бизнеса, в том числе введя налоговые льготы для частных инвесторов. Однако до категоричности Макрона представителям ФРГ далеко. Тот ранее заявил, что "США делают выбор в пользу привлекательности", которую он уважает, "но они создают двойной стандарт" с более низкими ценами на энергоносители внутри страны, продавая природный газ в Европу по рекордным ценам". "Кроме того, они предоставляют госпомощь в некоторых отраслях, а у нас это запрещено - получаются двойные стандарты", - добавил он.
Примечательно, что заявления о необходимости защищать европейских производителей прозвучали из уст Макрона на фоне сообщений об открытии во Франции первого литиевого рудника (литий необходим для производства аккумуляторов для электромобилей).
Как обращает внимание Insolentiae, отношения между Францией и США только-только восстановились после кризиса, когда Австралия отказалась покупать французские подлодки, предпочтя им американские. Тогда Париж даже временно отозвал своего посла из Вашингтона. Отношения улучшились только после встречи Макрона с Байденом в Риме на полях саммита G20. А теперь в них появились новые трещины. Президент Франции даже назвал США и Норвегию производителями энергии, получающими "настоящую сверхприбыль" за счет "незаработанных доходов от геополитической войны".
Впрочем, даже такие громкие слова ни на что не повлияли. США блюдут лишь свои интересы. Как пишет Insolentiae, "они готовы сделать почти все, чтобы обеспечить в мире, который хочет стать многополярным, собственное лидерство, скромное слово, которое на самом деле означает "господство". Позицию автора статьи Шарля Санна разделяют многие читатели, отметившие в комментариях, что США всегда относились к европейцам как к вассалам и никогда не испытывали угрызений совести по этому поводу. "Бизнес есть бизнес", - отмечают они, характеризуя американскую внешнюю политику.