Разрабатываются отечественные технологии добычи нефти и газа

К 2025 году Россия может достичь 80-процентного уровня использования отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли, заявил вице-премьер, глава Минпромторга России Денис Мантуров. Нефтедобытчики все меньше зависят от зарубежных технологий благодаря новым разработкам и переходу на российское оборудование.
Доля импортного оборудования для добычи на шельфе пока высока.
Доля импортного оборудования для добычи на шельфе пока высока. / Лев Федосеев / ТАСС

В 2014 году, когда западные страны ввели первые ограничения на поставку оборудования, технологическая независимость РФ по нефтегазовому машиностроению составляла чуть более 40 процентов, сейчас - 60 процентов, сообщил вице-премьер. По его словам, за прошедший период в отрасли было разработано и внедрено более 140 позиций.

Современные технологии добычи нефти используются по всему миру, и, кстати, многие из них были разработаны в России, но массово применялись за рубежом, рассказал "РГ" ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Виктор Мартынов. "Поэтому сегодня речь больше идет даже не о технологиях, а об оборудовании, которое применяется для их реализации, - отметил он. - Раньше все полагались на мировой рынок, по многим направлениям было выгоднее купить это оснащение. Сейчас процессы сдвигаются, и мы больше развиваем собственную инфраструктуру".

Отечественное оборудование требуется, в частности, для освоения новых месторождений. На долгосрочном горизонте (до 2040 года) одним из ключевых источников наращивания добычи углеводородов в России могут стать трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ), а также новые месторождения как на суше, так и на шельфе, рассказал "РГ" доцент кафедры прикладной геофизики Института геологии и нефтегазодобычи Тюменского индустриального университета Юрий Катанов.

"Все госкомпании имеют приоритеты, связанные с освоением трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных, а также сильноистощенных нефтегазовых месторождений, - отметил он. - Данные технологические направления ориентированы на горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта (ГРП), автоматизацию и интеллектуализацию добычи углеводородов".

В следующем году должны пройти испытания первого российского флота гидроразрыва пласта. Их проведут компании "Газпром нефть" и "МеКаМинефть". Флот ГРП - это комплекс из мобильных насосных установок для закачки в скважины специальных жидкостей, станций управления и контроля, полевой лаборатории и другой специализированной техники. Создание отечественного флота ГРП - часть программы импортозамещения Минпромторга России. В компании "Газпром нефть" отметили, что российской нефтегазовой отрасли требуется 135-140 флотов ГРП.

Активно развиваются и цифровые технологии. К примеру, компания "Роснефть" сообщила о разработке программного комплекса "РН-Цифровой керн". Виртуальное моделирование керна (образец породы. - Ред.) позволяет не только спрогнозировать содержание углеводородов в пласте, но и подобрать наиболее эффективные методы разработки для увеличения его нефтеотдачи. На основании трехмерных снимков высокого разрешения образцов горной породы программа создает математическую модель - цифровой двойник керна. С его помощью можно изучать физические, механические и фильтрационные характеристики пород.

Среди других цифровых решений, внедряемых в отрасли, Юрий Катанов отмечает программное обеспечение для сейсморазведочных работ и оценки месторождений, аналитическую обработку геолого-технических и физико-химических данных в реальном времени, автоматизированные системы планирования и сопровождения процесса бурения, нейросетевое моделирование процессов нефтегазодобычи и др.

Важным этапом в преодолении зависимости от импортных решений стал переход на отечественную систему стандартизации и оценки соответствия нефтегазовых компаний, рассказал "РГ" директор по инновациям АНО "Институт нефтегазовых технологических инициатив" Андрей Яковлев.

"Наш институт разрабатывает общие для нефтегазовой отрасли стандарты и создает эффективную систему сертификации оборудования и производителей, - пояснил он. - Созданные инструменты позволяют бизнесу решать поставленные задачи как в сфере стандартизации и оценки соответствия, так и в области импортозамещения".

В качестве примера замещения технологий специалист назвал разработку высокотехнологичных систем измерений и геофизических исследований в процессе бурения скважин (телесистемы) и роторно-управляемые системы (РУС). Это оборудование применяется для бурения скважин со сложной траекторией и длиной до 10 тысяч метров, исследований в процессе бурения и передачи данных на поверхность в режиме реального времени. Планируется, что в 2023 году российские высокотехнологичные комплексы с РУС начнут замещать зарубежные аналоги, отметил Андрей Яковлев.

В работе по импортозамещению нефтегазовых технологий и оборудования активно задействованы российские вузы. "Несколько лет назад был создан Научный центр мирового уровня "Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты", где в коллаборации работают сразу несколько университетов, включая наш, - рассказал Виктор Мартынов. - Разрабатываются новые реагенты и технологии гидроразрыва пласта, новые технологии интенсификации добычи и увеличения нефтеотдачи пласта. Все эти разработки внедряются и доходят до непосредственного производства. Кроме того, у нас в стране разработаны уникальные подводные добычные комплексы".

"Одно из ключевых научно-исследовательских направлений, разрабатываемых на базе Тюменского индустриального университета, - создание цифровой платформы "Цифровой керн-Цифровой флюид", - отметил Юрий Катанов. - На данной платформе будет сосредоточена сеть технологий цифровой трансформации керновых, геолого-технических, химических и прочих данных, приуроченных к разным этапам геологоразведки. Кроме того, ТИУ тесно сотрудничает с множеством вузов России, в частности, с Новосибирским государственным университетом по направлению математического моделирования многофазной фильтрации в низкопроницаемых коллекторах нефти и газа".