27.10.2022 20:14
    Поделиться

    Почему режиссер Мария Кнебель называла себя "сыном Станиславского"? Музей МХАТа представил новый проект

    "Мария Кнебель - "Сын Станиславского", Музей-квартира Владимира Немировича-Данченко, по 25 декабря
    Ольга Андровская, Мария Кнебель и Вера Попова в спектакле "Любовь Яровая".
    Ольга Андровская, Мария Кнебель и Вера Попова в спектакле "Любовь Яровая". / Предоставлено музеем МХАТа

    Почему педагог и режиссер Мария Кнебель называла себя "сыном Станиславского"? У кого она училась искусству театра? Кто из известных сегодня режиссеров стал ее учеником? Об этом расскажет новый проект Музея МХАТ.

    Режиссер и педагог Мария Кнебель родилась 125 лет назад, на исходе Серебряного века и на пороге модерна, в Москве в семье известного книгоиздателя и мецената Осипа (Иосифа) Кнебеля, в чьем доме не раз бывали Илья Репин, Валентин Серов, Исаак Левитан. Девочкой она сидела на коленях у Льва Толстого и читала ему сказку "Аленький цветочек", за что получила в подарок от великого писателя коробку шоколадных конфет.

    Дата ее рождения удивительно совпала с годом открытия Московского художественного театра. Ведь театральному искусству Кнебель посвятила всю жизнь. Вопреки родительскому желанию поступать на математический факультет, она случайно за компанию с подружкой пришла учиться в студию Михаила Чехова - самого лучшего актера того времени, а затем во Вторую студию МХАТа. Видела на сцене Марию Ермолову, Александра Остужева, Ольгу Книппер-Чехову.

    В 1924-м она вошла в состав труппы Художественного театра, где сначала служила актрисой, а потом режиссером до 1950 года. Женщина-режиссер - редкое явление в театральном мире, даже сегодня.

    Когда-то в юности в спектакле "Доктор Штокман" Кнебель играла сына главного героя - Доктора Штокмана, которого воплотил на сцене сам Константин Сергеевич Станиславский. Потом Кнебель часто говорила о себе: "Я - сын Станиславского", только уже в более широком, духовном смысле.

    Она безоговорочно следовала заветам своих учителей. Спектакли, поставленные Кнебель, - это торжество авторского театра, тонкой поэтичности и светлой веры в человека, в его душу. Как писала сама Мария Осиповна, театр для нее рождается тогда, "когда...передо мной раскрывается судьба человека во всей неповторимой значимости, когда я вижу актера "с атмосферой" и чудо его преображения в живого человека-героя".

    Кнебель принимала участие в постановке спектаклей МХАТа "Кремлевские куранты" Погодина (1942, возобновление - 1956) и "Русские люди" Константина Симонова (1943). Вместе с Алексеем Поповым Кнебель режиссировала спектакль "Трудные годы" с Николаем Хмелевым в роли Ивана Грозного. Сама выходила на сцену - блестяще играла в спектаклях по Диккенсу и Достоевскому, была мастером эпизодических ролей.

    Кнебель более пятидесяти лет преподавала сначала в Театральном училище имени Щепкина, а с 1948 года на режиссерском факультете ГИТИСа. Среди ее учеников - Леонид Хейфиц и Анатолий Васильев, Адольф Шапиро и Сергей Арцыбашев, Анатолий Эфрос и Алексей Бородин, Владимир Бейлис и Иосиф Райхельгауз, а также многие другие. Она обожала своих учеников, внушала им уверенность в таланте, следила за их успехами, старалась вложить в них весь свой опыт.

    Увы, фотохроника и видео поставленных ею спектаклей почти не сохранились, но зато остались богатейшие мемуары и фотографии, которые легли в основу масштабного мультимедийного проекта "Сын Станиславского", который представят на выставке. Кроме того, посетителей ждут уникальные фотографии из личных архивов учеников Марии Осиповны и архива Музея МХАТ.

    Отдельно стоит сказать про место, выбранное для выставки. Все интерьеры в Музее-квартире Немировича-Данченко, открытом в 1944 году, подлинные и помнят своего знаменитого хозяина.

    Поделиться