Борис Эйфман: "Сегодня нас может объединить только высокое искусство"

Художественный руководитель Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман на пресс-конференции в ТАСС - Северо - Запад рассказал о планах труппы на сезон 2022-2023.
Художественный руководитель Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман
Художественный руководитель Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман / Екатерина Чеснокова/РИА Новости

- В этом году мы празднуем 45-летие нашего театра и 10-летие нашей Академии. Два значимых события. С одной стороны - подводим итоги, с другой - устремлены в будущее. Сейчас готовим новый спектакль по мотивам романа Достоевского "Преступление и наказание". Сложнейший проект. Мы постоянно ищем новые формы, новые возможности для развития балетного искусства. И наша Академия готовит юбилейную программу - в будущем году покажем свой выпускной спектакль. Когда я создавал Академию, очень волновался, это было большим риском: в Петербурге есть знаменитая Вагановская академия, зачем еще одна? Сможем ли мы создать нечто достойное? Делать копию - не было смысла. В этом году у нас состоялся второй выпуск, и мы убедились в том, что все делаем правильно: создали уникальное инновационное учебное балетное заведение, готовим универсальных артистов, которые востребованы. Два наших воспитанника поступили в труппу Большого театра, пять - в Мариинский, десять - пришли ко мне в театр, остальных разобрали театры страны.

В конце сентября мы дали два гала-концерта в БКЗ "Октябрьский". Было много молодежи, а также тех, кто на протяжении 45 лет следит за нашим искусством, поддерживает нас. Мне было радостно, что люди вошли в мир своей молодости: мы реанимировали балет, который я поставил в 1977 году на музыку Pink Floyd (тогда он имел огромный успех, но был и негатив - против этого спектакля). А мы сбросили с себя груз возраста, сегодняшних проблем, и окунулись в тот мир искусства, который может нам всем сейчас помочь - преодолеть наши проблемы и жить полноценной жизнью.

7 и 8 ноября труппа представит в ОАЭ, на сцене Дубайской оперы, спектакль "Эффект Пигмалиона".

- Мы очень волновались, когда в прошлом году поехали в Дубай со спектаклем "Анна Каренина". Как нас примут, поймут ли? Там ведь какая история: жена изменяет мужу, а это не в традициях Востока. В зале было много людей в национальных костюмах, местной интеллигенции. Многие впервые увидели русский современный балет (не классические "Лебединое озеро", "Щелкунчик"), это стало для них открытием. Удивительное мастерство и талант наших артистов - зрелище глубоко эмоциональное. Сегодня непросто вытащить зрителя из дома, оторвать от интернета, телевизора, заставить его потратить время, деньги - и пойти в театр.

Честно скажу: успех превзошел все ожидания. Высокое искусство преодолевает барьеры и объединяет людей. Всё нас сегодня пытается разъединить: религия, политики. А что может объединить? Только искусство. Надо этим пользоваться для того, чтобы сохранить в человеке человеческое, сохранить мир. Мы горды тем, что у нас есть такая миссия - быть дипломатами российской культуры, и наш театр - в лидерах этой миссии. Поэтому мы рады, что снова будем выступать в Дубае, что наше искусство востребовано, раз они принимают нас второй год подряд.

Увидят ли легендарный театр в российских городах?

- Мы знаем, что такое гастроли по России, как восторженно принимают наше искусство зрители. Мы начинали свой путь, гастролируя по Советскому Союзу, нас не выпускали за рубеж. Но почему в последние годы наша труппа чаще выезжала за границу, жила там по полгода? Гастроли по России коммерчески совершенно не рентабельны - мы не можем поехать в какой-то российский город без поддержки государства или спонсоров. А ее получить очень трудно. Сегодня Министерство культуры выделяет средства для того, чтобы театральные коллективы смогли выехать в регионы, есть специальные программы. И мы искренне рады этому. Появилась возможность встретиться со зрителями, которые знают и ждут нас. В ноябре-декабре мы будем гастролировать в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Самаре, Казани, Чебоксарах. В апреле-мае следующего года будут Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск.