Проект постановления правительства о проведении такого эксперимента опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов. В перечень товаров, которые примут участие в эксперименте, вошли минеральная и газированная вода, молочная продукция (за исключением мороженого без содержания молочных жиров), пиво, в том числе безалкогольное, сидр, сигареты, сигары, табак и курительные смеси для кальяна. Эксперимент предлагается провести с 1 декабря 2022 года по 1 августа 2023 года.
Как следует из документа, одной из целей эксперимента является тестирование механизмов исключения возможности продажи незаконной или просроченной продукции, следует из документа.
В минпромторге "РГ" пояснили, что целью такого опыта является разработка и тестирование механизма, позволяющего исключить продажу незаконно введенной в оборот и просроченной пищевой продукции и тем самым защитить потребителя от покупки таких товаров. "Механизм основан на обмене сведениями о маркированной продукции между кассовым программным обеспечением, учетной системой и информационной системой маркировки", - уточнили в ведомстве.
Предполагается, что участие в эксперименте помимо заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и оператора информационной системы маркировки ЦРПТ на добровольной основе примут торговые сети, разработчики кассового и учетного программного обеспечения.
Союз потребителей России еще несколько лет назад предлагал добавить в параметры цифровой маркировки и сроки годности - чтобы касса их просто не могла пробивать после окончания срока годности, говорит председатель Союза Петр Шелищ. Доля списания продуктов (а это в основном и есть "просрочка") находится в пределах 1,5-2%. Но если это перевести в тонны, литры и деньги, получатся внушительные цифры, говорит эксперт. При этом сколько просрочки не списывают, а продают потребителям, доподлинно неизвестно.
"Очевидно, что в федеральных торговых сетях не стремятся переклеивать этикетки и продавать "просрочку". Такая практика давно позади. Но какая часть просрочки уходит в утилизацию по договорам с компаниями, а какая часть уходит на рынки, неизвестно", - отмечает эксперт. Он предупреждает, что в точках продаж, где можно купить продукты дешевле, чем в обычных магазинах, скорее всего речь идет именно о просроченной продукции.
Проблема реализации "просрочки" существует не только в рознице, но и у производителей, которые по каким-то причинам не успели продать товар. "Просрочку" можно встретить не только в скоропортящейся продукции - и у консервов тоже есть свой срок годности.
Но если блокировать просрочку можно, предотвратить продажу того же фальсификата с помощью маркировки не представляется возможным, отмечает Шелищ. Маркировка не защищает от фальсификата и никак не отвечает за то, что находится внутри продукта. "ЦРПТ заключает договор с предприятиями, продает им марки. Но никто не проверяет, что там внутри. На этикетке может быть написано "сыр", а на самом деле может оказаться дешевая бодяга с пальмовым маслом", - говорит эксперт.